По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Спрос на дополнительное профессиональное обучение

Татьяна СТУКЕН профессор ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»

Основной формой российского дополнительного профессионального обучения является повышение квалификации. В зависимости от групп персонала его проходят от 68 до 93 % всех обучающихся работников. Такие достаточно высокие показатели могут свидетельствовать о диспропорциях в системе подготовки кадров в рамках системы основного профобразования.

Литература:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013– 2020 годы: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р.

2. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Пер. с англ. / Сост. Р. И. Капелюшников. — М.: ГУ-ВШЭ, 2003. — 672 c.

3. Дополнительное профессиональное образование работников в организациях в 2013 г.: Стат. бюллетень. Т. 1. — http://www.gks.ru / wps / wcm / connect / rosstat_ main / rosstat / ru. / statistics / publications / catalog / bb d2 da8043f81ba38a78cbd92111eac8.

4. Инвестиции // Технологическое развитие отраслей экономики. — http://www.gks.ru / wps / wc m / connect / rosstat_main / rosstat / ru / statistics / econ omydevelopment / #.

5. Национальные счета в России в 2006–2013 годах. — http://www.gks.ru / bgd / regl / b14_15 / Main.htm.

6. Российский работник: образование, профессия, квалификация: Моногр. / Под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 574 с.

7. Российский статистический ежегодник. 2013. — http://www.gks.ru / bgd / regl / b13_13 / Main.htm.

8. Труд и занятость в России в 2013 году. — http://www.gks.ru / bgd / regl / b13_36 / Main.htm.

Участие работодателей в подготовке кадров связывается, во-первых, с существованием специфического человеческого капитала, востребованного только в конкретной организации, во-вторых, с потребностью формирования и обновления периодически устаревающих знаний, в-третьих, с высокими транзакционными издержками поиска работника с необходимой подготовкой на внешнем рынке труда [2, с. 64–79].

Как отмечается в Государственной программе «Развитие образования» на 2013–2020 гг.», «в настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования… Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60–70 %. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4 %» [1]. При этом, согласно результатам опроса BEEPS (малые и средние предприятия), масштабы обучения персонала в России сопоставимы с большинством стран с переходной экономикой [6, с. 472–474].

По способу организации дополнительного профессионального обучения можно выявить два вида обучения: формальное и неформальное. Формальное обучение сопровождается получением документа, подтверждающего факт прохождения обучения и (при необходимости) соответствующую квалификацию. В качестве примера неформального обучения можно назвать обучение на рабочем месте, обучение посредством наблюдения за работой коллег, посредством прикрепления наставника.

К наиболее важным стимулам инвестирования работодателей именно в формальное обучение можно отнести следующие.

Во-первых, в случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан проводить обучение работников. Именно наличие соответствующего документа является основанием для допуска работника к определенной работе и/ или занятия определенной должности.

Для Цитирования:
Татьяна СТУКЕН, Спрос на дополнительное профессиональное обучение. Служба занятости. 2015;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: