В ремонтной практике применяют следующие основные способы восстановления изношенных деталей: механическую и слесарную обработку, сварку, наплавку, металлизацию, хромирование, никелирование, осталивание (железнение), склеивание, упрочнение поверхности деталей и восстановление их формы под давлением. После восстановления детали одним из способов ее подвергают механической или слесарной обработке, что необходимо для восстановления посадок сопряженных деталей, устранения овальности или конусности их поверхностей, обеспечения требуемой чистоты обработки.
Механической и слесарной обработкой восстанавливают детали с плоскими сопрягаемыми поверхностями (направляющие станин, планки, клинья). При износе направляющих до 0,2мм их восстанавливают шабрением, при износе до 0,5мм — шлифованием, а при износе более 0,5мм — строганием с последующим шлифованием или шабрением.
Рассмотрим основные способы восстановления различных деталей машин.
Восстановление валов, осей, винтов. При ремонте валов, осей, винтов и т.п. в первую очередь проверяют и восстанавливают их центровые отверстия. После этого поверхности, имеющие незначительный износ (царапины, риски, овальность до 0,02мм), шлифуют, а при более значительных износах наращивают, обтачивают и шлифуют до ремонтного размера.
Наиболее простым способом восстановления является обработка посадочных мест под ремонтный размер. Однако ремонтные размеры установлены на ограниченное число деталей машин. Поэтому часто обработку ведут под наибольший возможный размер, а сопряженные с валом подшипники скольжения изготовляют заново.
При износах более 2мм восстановление валов и осей дорожных машин производят наплавкой.
Наращивание шеек валов хромированием, осталиванием и металлизацией при ремонте дорожных машин применяют на специализированных ремонтных предприятиях, так как это связано с применением специального оборудования. После наращивания одним из указанных способов посадочные места протачивают, шлифуют, а для получения особо чистых и гладких поверхностей полируют.