Неустойчивый характер развития экономики меняет структуру занятости и конъюнктуру рынка труда. В составе безработных увеличивается доля социально незащищенной категории граждан: женщин, инвалидов, молодежи, в том числе выпускников учебных заведений.
Процесс трудоустройства граждан затрудняется низким качеством характеристик рабочих мест, несбалансированностью рынка труда и рынка образовательных услуг, несоответствием профессионально-квалификационной структуры выпускников и профессионального среза вакансий [1]. Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностью рынка труда усугубляет трудоустройство выпускников образовательных учреждений и порождает структурный, а порой и застойный характер безработицы.
Актуальность проблемы состоит в том, что:
— каждая третья вакансия — с оплатой труда ниже региональной величины прожиточного минимума;
— каждый третий выпускник образовательных учреждений становится дипломированным безработным;
— почти две трети выпускников работают не по специальности (35,7 % — сложно найти работу, 35,7 % — низкая оплата, 17,9 % — попалась работа поинтереснее, 3,6 % — не нравится полученная специальность, 7,1 % — другие причины);
— выявляется завышенная самооценка выпускниками своего профессионального уровня;
— отсутствуют навыки самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, умения вести переговоры с работодателем [2].
В этих условиях особую значимость имеют знание технологий поиска работы и способов трудоустройства, приобретение навыков по самоменеджменту, самопрезентации и самореализации.
Эффективность поиска работы зависит в первую очередь от профессии и стажа соискателя. На современном этапе используется широкий арсенал способов поиска работы, основными из которых, как известно, являются: обращение в государственную или коммерческую службу занятости, подача объявлений в средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, поиск через друзей, родственников и знакомых или непосредственное обращение к работодателю.