По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.822.174

Способы расчета газостатического цилиндрического подшипника с пористым дросселем

Винокуров В.Н. канд. физ.-мат. наук, доцент, e-mail: bbn01@mail.ru, МГТУ им. Н.Э. Баумана, филиал в Калуге, 248000, Россия, Калуга, ул. Баженова, д. 2

Автор сравнивает результаты расчетов газостатического цилиндрического подшипника с пористым дросселем, выполненных двумя различными способами. В одном случае используется прямой численный метод интегрирования дифференциального уравнения, описывающего распределение давления газа в трехмерном пористом дросселе. Этот метод принят в качестве эталонного. В другом случае для снижения трудоемкости вычислений предлагается приближенный метод, когда поле давления в дросселе аппроксимируется кубическим многочленом по радиальной координате с коэффициентами, зависящими от осевой и угловой координат. Это позволяет получить дифференциальное уравнение, которому подчиняется изменение давления в рабочем зазоре подшипника, без необходимости определения поля давления в трехмерном дросселе. Расчеты показывают, что по второму методу результаты вычисления подъемной силы оказываются несколько заниженными. Изучается одна из причин такой погрешности и обсуждаются пути усовершенствования и области применимости приближенного метода.

Литература:

1. Дроздович В.Н. Газодинамические подшипники. — Л.: Машиностроение, 1976. — 208 с.

2. Константинеску В.Н. Газовая смазка. — М.: Машиностроение, 1968. — 718 с.

3. Шейнберг С.А., Жедь В.П., Шишеев М.Д. Опоры скольжения с газовой смазкой. — М.: Машиностроение, 1969. — 334 с.

4. Снек (H.J. Sneck). Пористые подшипники с газовой смазкой // Проблемы трения и смазки. — 1968. — № 4. С. 161–168.

5. Мурти (P.R. K. Murti). Распределение давления в коротких пористых подшипниках // Проблемы трения и смазки. — 1971. — № 4. — С. 73–74.

6. Космынин А.В., Шаломов В.И. Аэростатические шпиндельные опоры с частично пористой стенкой вкладыша // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 2. — С. 69–70; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=221 (дата обращения: 22.12.2017).

7. Космынин А.В., Шаломов В.И., Суходоев И.Г., Виноградов С.В. О результатах экспериментальной проверки расчетных характеристик высокоскоростных шпиндельных узлов металлорежущих станков с частично пористыми газостатическими опорами // Фундаментальные исследования. — 2009. — № 1. — С. 32–32; URL: https://fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=1691 (дата обращения: 22.12.2017).

8. Винокуров В.Н., Емельянов А.В. Новый метод расчета цилиндрического газового подвеса с пористым дросселем // Электронный журнал «Наука, техника и образование». — № 1/2016. — Калуга: ООО Манускрипт, 2016. — С. 1–9.

9. Majumdar B. C. Analysis of externally pressurized porous gas journal bearings — 1 // Wear, v. 33, № 1,1975. P. 25–35.

10. Majumdar B. C. Design of externally pressurized gas — lubricated porous journal bearings // Tribology International, 1976. v. 9, № 2. P. 71–74.

11. Винокуров В. Н., Емельянов А. В. Теория газостатического подпятника с изотропным пористым дросселем // Проблемы машиностроения и надежности машин. — № 6/2014. — С. 88–94.

12. Коллинз Р. Течения жидкостей через пористые материалы. — М.: Мир, 1964. — 350 с.

Введение.

Как отмечается в научной литературе [1–3], подшипники с газовой смазкой обладают некоторыми оригинальными качествами в сравнении с другими типами подшипников. Например, подшипники на газовой смазке имеют малое значение силы трения, могут работать при недопустимых для других подшипников значениях температур, не загрязняют окружающую среду, могут обеспечить большую точность вращения вала. Разумеется, есть и особенности, препятствующие их широкому применению, такие как меньшая подъемная сила в сравнении с подшипниками с жидкостной смазкой, чрезвычайно высокие технологические требования к точности изготовления узлов подшипника.

Необходимым условием устойчивой работы подшипника на газовой смазке с принудительным нагнетанием газа является наличие дросселя, исполняющего роль регулятора давления смазки в рабочем зазоре. Последние могут быть выполнены в виде тонких отверстий, узких щелей, пористых тел. В монографиях [2, 3] обосновывается, что применение пористых вставок имеет ряд преимуществ перед другими способами дросселирования газа. В этом случае за счет лучшего распределения давления нагнетаемого газа обеспечивается большее значение подъемной силы и такие подшипники менее склонны к неустойчивой работе.

Трудоемкость расчета газовых подшипников с пористыми дросселями обусловлена высокими затратами на составление программ по численному интегрированию уравнений, описывающих распределение давления в трехмерном дросселе и рабочем зазоре. Потому исследователи уделяли внимание также разработке менее трудоемких приближенных методов. На применение некоторых из них к расчету подшипника указывается в обзорной статье [4], где приводятся, например, понятия эффективной толщины тормозящего слоя, эквивалентного зазора. В работе [5] предлагается, при определенных упрощениях, метод решения дифференциальных уравнений, описывающих распределение давления газа в пористом теле и рабочем зазоре подшипника, в виде рядов, ограниченных некоторым числом членов.

Для Цитирования:
Винокуров В.Н., Способы расчета газостатического цилиндрического подшипника с пористым дросселем. Главный механик. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: