Во время процесса загрузки происходит процедура пересортицы отгружаемых товаров, когда вместо макарон загружают гречневую крупу, вместо консервов с тушеным мясом — консервы с рыбой, а вместо микроволновых печей — стиральные машины. Данная процедура считается обычным делом, если смена груза отражается в транспортной накладной. Однако сегодня различные ситуации, когда груз по накладной сильно отличается по габаритам, весу или же опасности от фактического груза, происходят все чаще и чаще.
Да, определенный процент возникновения подобных ситуаций можно списать на человеческий фактор. Но ситуаций, где подмена является результатом четкой, осознанной позиции недобросовестного грузоотправителя, намного больше.
Самое страшное то, что нагрузить транспорт гораздо большим (как по весу, так и по габаритам) количеством груза, становится нормой. Особенно если под видом обычного груза перевозится опасный. Почему же так происходит. Ответ один — так дешевле.
При этом если все манипуляции и уловки грузоотправителя будут раскрыты бдительным водителем, то все будет в порядке. Перевозчик может отказаться от транспортировки этого груза, воспользовавшись формулировкой, мол, грузоотправителем были намеренно предоставлены некорректные сведения о перевозимом грузе, и будет полностью прав.
В истории задокументирована ситуация, с которой столкнулся один из базирующихся в Краснодарском крае перевозчиков. Его транспорт без ведома владельца стали нагружать грузом категории ADR-91 (средний класс опасности). Сюда относятся многие вещества, представляющие угрозу для человека и окружающей среды. Предусмотрено три типа упаковки в зависимости от потенциальной угрозы данных веществ. Применяются герметичные контейнеры, цистерны и другие типы кузовов. Перевозка таких грузов требует особых условий при соблюдении международного соглашения ДОПОГ и, соответственно, более высокой оплаты.
На вполне разумные и обоснованные возражения перевозчика работники погрузки лишь отмахнулись. На второй погрузке произошло то же самое, при этом грузоотправитель настаивал на том, что такие грузы перевозить можно без специальных разрешений, на что экспедитор возражает, что ни о каких специальных разрешениях речи и не идет, и главное — соблюдать ДОПОГ, на что работники погрузки так же махнули рукой.