Прошедший 2020 г. стал испытанием для многих предприятий РФ. Тотальная удаленка, остановка ряда производств, неопределенность и т. д. Пресловутый «черный лебедь» коснулся каждого руководителя: обороты резко упали, а основные статьи расходов практически не изменились. Что делать в подобной ситуации? Вывод напрашивается сам собой — снижать издержки.
Для производителей, в себестоимости продукции которых высокая доля затрат на электроэнергию, логичным является снижение именно этой составляющей. Самым понятным, но одновременно и самым затратным способом оптимизации затрат на электроэнергию является внедрение энергосберегающего оборудования. Как правило, подобные мероприятия либо уже проведены, либо на них банально нет денег.
Однако есть второй не менее эффективный способ снижения затрат на электроэнергию — оптимизация стоимости электроэнергии. Это покажется невероятным, но существуют совершенно легальные способы снижения стоимости электроэнергии на 15–20 %, а в некоторых случаях и до 30%.
За рубежом существуют различные модели рынка, которые мотивируют потребителей с помощью тарифов снижать энергопотребление в пиковые часы. В России тоже существует аналогичная модель, не совсем прозрачная, но довольно эффективная, которая позволяет снижать стоимость электроэнергии. Между тем у нас в стране до сих пор ходят мифы, что тариф на электроэнергию для юридических лиц регулируется государством и его нельзя изменить. Более того, масла в огонь подливают энергосбытовые компании, которые части демотивируют и пугают потребителей, что после проведения мероприятий они станут платить больше.
Однако ситуация меняется, и с каждым годом растет количество предприятий, которые успешно реализуют мероприятия по оптимизации стоимости электроэнергии. Но как потреблять электроэнергии столько же, а платить меньше?
Для начала давайте разберемся в составляющих стоимости электроэнергии. Их всего четыре:
1. Стоимость производства электроэнергии.
2. Стоимость передачи электроэнергии.