Известно, что при диагностировании составных частей машин проявляются различные погрешности, вызванные ошибками диагностирования. Наибольшее влияние на результат оказывают методическая (погрешность метода) и инструментальная (погрешность средств измерения) погрешности. Инструментальная погрешность составляет в среднем 2–10 %, а методическая — 35 % и более [1–21].
Погрешность средств измерения определяется главным образом классом точности приборов, а методическая — объемом информации, участвующей в описании функционирования объекта, его поведения во время диагностирования. Чем больше объем информации об объекте, тем точнее прогноз и меньше погрешность диагностирования.
Известны способы описания, основанные на использовании функциональной зависимости, например, между структурным и диагностическим параметрами. Обычно это функция одного, реже двух или трех аргументов.
Другой пример — это уравнение регрессии, линейное или нелинейное. Здесь сила взаимодействия между параметрами характеризуется величиной корреляции между аргументами и функцией. Для прогнозирования, предсказания результата, часто используется множественная регрессия, берущая данные об объекте сразу из нескольких независимых источников информации.
В том случае, когда данные из источников изменяются со временем, пользуются результатами анализа временных рядов. Этот анализ включает в себя поиск закономерностей, которые могли бы дать характер изменения и спрогнозировать будущее поведение объекта во время его функционирования в составе машины.
Рассмотрим энтропию измерения, как способ получения информации. С ростом энтропии растет количество информации об объекте, его поведении. Бесконечно малые погрешности, которые нельзя измерить или предсказать, мы относим к информационным ошибкам. Снижение методической погрешности диагностирования позволит повысить эффективность диагностирования машин.
При диагностировании машин погрешности диагностирования описывают через ошибки 1-го и 2-го рода. Под ошибками 1-го рода в данном случае подразумевается ошибочная выбраковка или замена исправной детали. Под ошибками 2-го рода понимают пропуск неисправной детали при диагностировании. Вероятность ошибки первого рода обозначим Р1 , вероятность ошибки второго рода — Р2 . Общая погрешность диагностирования Д — это сумма вероятностей ошибок 1-го и 2-го рода.