Эпидуральный липоматоз позвоночника (ЭЛП) — относительно редкое, но хорошо известное заболевание, характеризующееся разрастанием неинкапсулированной жировой ткани в экстрадуральном пространстве спинномозгового канала [1]. Распространенность ЭЛП составляет 2,5 % в общей популяции, а симптоматического ЭЛП — 0,1 %. Чаще встречается у мужчин, чем у женщин [2].
Эпидуральная жировая ткань окружает твёрдую мозговую оболочку и защищает спинной мозг и нервные корешки. Она почти не встречается в шейном отделе, но часто обнаруживается в грудном и пояснично-крестцовом отделах позвоночника. Эпидуральная жировая ткань мягкая по консистенции, но при избыточном накоплении в эпидуральном пространстве она может сдавливать твердую мозговую оболочку с его содержимым и ограничивать движение невральных структур в дуральном мешке [3].
В настоящее время установлены следующие причины развития эпидурального липоматоза: длительное применение стероидов, нарушение гормонального баланса в результате эндокринных нарушений, ожирение, послеоперационные изменения и идиопатическое заболевание. Первый случай ЭЛП, вызванного стероидами, после трансплантации почки был описан Ли и др. в 1975 году [1, 4]. В большинстве случаев, пациенты со спинальным липоматозом в анамнезе длительное время получают системную кортикостероидную терапию по различным показаниям. Это могут быть ревматические болезни, саркоидоз, состояние после пересадки органов, аутоиммунные заболевания, гормонозависимая бронхиальная астма и т. д. [5–7]. Интересным фактом, обсуждаемым в литературе, является риск развития спинального эпидурального липоматоза после эпидуральной блокады с глюкортикоидами. Сведения на этот счет противоречивы, но есть несколько публикацией, в том числе с демонстрацией отрицательной динамики МР-картины спустя несколько месяцев после блокады [8–10]. Дилеммой представляется и допустимость эпидуральных блокад при уже выявленном липоматозе [3, 11].
При нарушении обмена глюкокортикоидов, при болезни Кушинга, происходит характерное отложение подкожной клетчатки на туловище и лице с типичным изменением внешности. Патогенез спинального липоматоза при нарушении стероидного обмена в какой‑то степени аналогичен, по неизвестной причине происходит гипертрофия жировой клетчатки именно в спинальном эпидуральном пространстве (в редких случаях также и в ретробульбарном пространстве и / или в средостении). Эпидуральное накопление жира обычно происходит медленно и со временем проявляется целым рядом симптомов. Масс-эффект, оказываемый гипертрофированной клетчаткой, также нарушает венозный кровоток, что играет значимую роль в прогрессировании заболевания [12].