На момент 2019 года подавляющая часть современных компаний так или иначе взаимодействовала с частью своих сотрудников на удаленной основе. Однако 2020 год стал переломным моментом для большинства российских и зарубежных организаций, который привел к массовому переводу сотрудников из офисов на удаленный формат работы и дал толчок к осознанным изменениям в управлении персоналом в 2021 году. Актуальность статьи состоит в том, что за последние два года в маркетинге появилось множество интернет-профессий, которые позволяют компаниям эффективно реализовывать маркетинговые стратегии и дистанционно управлять полноценным штатом сотрудников. В условиях пандемии и массового перевода на удаленный формат работы обострился вопрос оперативной адаптации персонала к взаимодействию посредством онлайн-сервисов с учетом выполнения запланированных KPI. В рамках статьи будут проанализированы особенности управления отделом маркетинга на удаленном формате с помощью современных онлайн-сервисов.
В первую очередь стоит отметить, что современные методы управления базируются на 5 основных функциях менеджмента А. Файоля (планирование, организация, контроль, мотивация и координация). При этом каждая из них была в какой-то мере адаптирована под онлайн-среду в связи с пандемией COVID-19.
Современный отдел маркетинга включает себя множество самостоятельных профессий, которые стали актуальны благодаря развитию онлайнкоммуникации и Интернета в целом. С 2018 года начали появляться и популяризироваться такие профессии в маркетинге, как специалист по таргетированной и контекстной рекламе, web-дизайнер, графический дизайнер, копирайтер, SMM-специалист, трафикменеджер, email-маркетолог, разработчик чат-ботов. Поэтому в 2021 году у HRспециалистов активно пользуется спросом должность интернет-маркетолога, объединяющая всех сотрудников отдела маркетинга. Данная профессия совмещает в себе функции руководителя отдела маркетинга и project-менеджера.
Эта информация позволяет сформировать мнение о том, что существует тенденция, при которой компании в период перевода сотрудников на удалённую работу уходят от традиционной маркетинговой иерархии с линейными руководителями в пользу самостоятельных исполнителей, которыми управляет интернет-маркетолог.