По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.442:364.27 DOI:10.33920/pol-01-2201-04

Специфика социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми

Виноградова Екатерина Дмитриевна студентка ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», Россия, г. Магнитогорск, ул. Вокзальная, д. 132, кв. 33, тел.: +7 967 458 4564 (моб.), e-mail: katyxaa123456789@gmail.com
Бочкарев Илья Васильевич студент ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», Россия, 455037, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Тевосяна, д. 11/3, кв. 242, тел.: +7 950 726 0847 (моб.), e-mail: b-ilya@mail.ru
Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail:sispulova@mail.ru

Статья посвящена факторам, влияющим на социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми, актуальности данной проблемы. Рассматриваются правовые основы для социальной адаптации таких детей, характерные черты воздействия на них, их особенности и проблемы, эффективность системной борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних.

Литература:

1. Бодрая Ю. В. Социальная поддержка безнадзорных и беспризорных детей в условиях городского социума // International innovation research. — 2017. — С. 185–189.

2. Воронин Б. C. Особенности воспитательной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2020. — № 4 (40). — С. 160–168.

3. Кемалова Л. И., Горкович А. Г. Дети улицы как объект социальной работы // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. — 2018. — № 3. — C 43–45.

4. Крамчанинова Н. В. Современная государственная политика в вопросах социального сиротства в России // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2020. — Т. 12, № 1. — С. 82–89.

5. Пиманкина О. Н., Лукинова Н. В. Профилактика безнадзорности и беспризорности серди детей в современной семейно-демографической ситуации в Росcии // Изучение социальных проблем, вызванных семейно-демографической ситуацией в России, методами социальных наук. — 2021. — № 2. — С. 62.

6. Олейник Е. В. Использование социальных технологий в решении социальных проблем: теоретические аспекты // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. — 2012. — № 2. — С. 164–171.

7. Суханова А. Е. Развитие духовно-нравственных ценностей у беспризорных подростков в процессе социально-педагогической реабилитации. — М., 2014. — С. 81–87.

8. Титова А. И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика // Молодой ученый. — 2018. — № 34. — С. 64–66.

9. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 09.10.2021).

1. Bodraia Iu. V. Sotsialnaia podderzhka beznadzornykh i besprizornykh detei v usloviiakh gorodskogo sotsiuma [Social support of neglected and street children in the urban society] // International Innovation Research. 2017. P. 185–189. (In Russ.)

2. Voronin B. S. Osobennosti vospitatelnoi raboty s detmi, popavshimi v trudnuiu zhiznennuiu situatsiiu [Features of educational work with children in diffi cult life situations] // Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad]. 2020. No. 4 (40). P. 160–168. (In Russ.)

3. Kemalova L. I., Gorkovich A. G. Deti ulitsy kak obiekt sotsialnoi raboty [Street children as an object of social work] // Dukhovnaia situatsiia vremeni. Rossiia XXI vek [Spiritual situation of time. Russia XXI century]. 2018. No. 3. P. 43–45. (In Russ.)

4. Kramchaninova N. V. Sovremennaia gosudarstvennaia politika v voprosakh sotsialnogo sirotstva v Rossii [Modern state policy in matters of social orphanhood in Russia] // Istoricheskaia i sotsialno-obrazovatelnaia mysl [Historical and Socio-Educational Thought]. 2020. Vol. 12. No. 1. P. 82–89. (In Russ.)

5. Pimankina O. N., Lukinova N. V. Profi laktika beznadzornosti i besprizornosti serdi detei v sovremennoi semeinodemografi cheskoi situatsii v Rossii [Prevention of neglect and homelessness among children in the modern familydemographic situation in Russia] // Study of social problems caused by the family-demographic situation in Russia using the methods of social sciences. 2021. No. 2. P. 62. (In Russ.)

6. Oleinik E. V. Ispolzovanie sotsialnykh tekhnologii v reshenii sotsialnykh problem: teoreticheskie aspekty [The use of social technologies in solving social problems: theoretical aspects] // Vestnik Uchebno-metodicheskogo obiedineniia vuzov Rossii po obrazovaniiu v oblasti sotsialnoi raboty [Bulletin of the Educational and Methodological Association of Russian higher educational institutions for education in the fi eld of social work]. 2012. No. 2. P. 164–171. (In Russ.)

7. Sukhanova A. E. Razvitie dukhovno-nravstvennykh tsennostei u besprizornykh podrostkov v protsesse sotsialnopedagogicheskoi reabilitatsii [Development of spiritual and moral values among street adolescents in the process of social and educational rehabilitation]. M., 2014. — P. 81–87. (In Russ.)

8. Titova A. I. Prestupnost nesovershennoletnikh: sostoianie i dinamika [Juvenile delinquency: state and dynamics] // Molodoi uchenyi [Young scientist]. 2018. No. 34. P. 64–66. (In Russ.)

9. Federalnyi zakon ot 24 iiunia 1999 g. N 120-FZ «Ob osnovakh sistemy profi laktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh» [Federal Law of June 24, 1999 N 120-FZ «On the foundations of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency»]. https://base.garant.ru/12116087/ Date of access 09.10.2021. (In Russ.)

Одной из самых уязвимых групп населения среди людей являются дети. В результате развития дети сами по себе находятся в состоянии отсутствия сформированности мотивационно-ценностной сферы жизни и в целом каких-либо структурированных паттернов поведения. Это всё формируется только на подростковом этапе развития человека. За это время всё еще должен проходить процесс адекватной социализации детей, однако не всегда для этого складываются благоприятные условия. Значимое отрицательное воздействие оказывают различные негативные факторы, особенно негативная среда, в которую попадает ребенок. Из-за незрелости и отсутствия опыта дети чаще подвергаются серьезному воздействию подобных условий, что приводит не только к их собственному неблагополучию и социальнопсихологическим проблемам, но даже к увеличению преступности среди несовершеннолетних. Сама преступность среди детей также является социальной проблемой, к примеру, за первую половину 2018 г. в России она являлась каждым 27-м преступлением [8]. Подобные условия возникают по разным причинам вроде безработицы родителей, миграционных кризисов и т. д. В целом концентрация семьи на факторах, помимо воспитательной деятельности, является риском создания неблагоприятных условий, конфликтов родителей и детей, разрыва традиций, оставления ребенка с социально-психологическими проблемами. Это порождает ослабевание самого института семьи и приводит к появлению детей, оставшихся без надзора со стороны взрослых. Конечно, этим фактором может являться также гибель родителей и иные социально-психологические факторы. Cущность проблемы заключается в формировании негативных условий в виде безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних [3].

Согласно федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» безнадзорным является несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. В свою очередь, беспризорный — это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [9]. Данная информация в законах определяет разницу между понятиями «беспризорность» и «безнадзорность», которая заключается в наличии места жительства.

Для Цитирования:
Виноградова Екатерина Дмитриевна, Бочкарев Илья Васильевич, Испулова Светлана Николаевна, Специфика социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: