ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых уязвимых групп населения среди людей являются дети. В результате развития дети сами по себе находятся в состоянии отсутствия сформированности мотивационно-ценностной сферы жизни и в целом каких-либо структурированных паттернов поведения. Это всё формируется только на подростковом этапе развития человека. За это время всё еще должен проходить процесс адекватной социализации детей, однако не всегда для этого складываются благоприятные условия. Значимое отрицательное воздействие оказывают различные негативные факторы, особенно негативная среда, в которую попадает ребенок. Из-за незрелости и отсутствия опыта дети чаще подвергаются серьезному воздействию подобных условий, что приводит не только к их собственному неблагополучию и социальнопсихологическим проблемам, но даже к увеличению преступности среди несовершеннолетних. Сама преступность среди детей также является социальной проблемой, к примеру, за первую половину 2018 г. в России она являлась каждым 27-м преступлением [8]. Подобные условия возникают по разным причинам вроде безработицы родителей, миграционных кризисов и т. д. В целом концентрация семьи на факторах, помимо воспитательной деятельности, является риском создания неблагоприятных условий, конфликтов родителей и детей, разрыва традиций, оставления ребенка с социально-психологическими проблемами. Это порождает ослабевание самого института семьи и приводит к появлению детей, оставшихся без надзора со стороны взрослых. Конечно, этим фактором может являться также гибель родителей и иные социально-психологические факторы. Cущность проблемы заключается в формировании негативных условий в виде безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних [3].
Согласно федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» безнадзорным является несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. В свою очередь, беспризорный — это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [9]. Данная информация в законах определяет разницу между понятиями «беспризорность» и «безнадзорность», которая заключается в наличии места жительства.
ПРИЧИНЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ
Важной причиной, приводящей к беспризорности, является разрушение бытовой семейной структуры вследствие разных факторов, к примеру плохого обращения с ребенком. В целом данные факторы можно отнести к трем категориям: физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое.
В большинстве случаев именно такие условия приводят к разрушению семьи и стимулируют беспризорность среди детей. Эти же причины могут впоследствии влиять на ребенка в уличной среде, в которую он попадает. Это среда, в которой, как правило, отсутствует адекватная воспитательная помощь, условия которой заставляют ребенка жить без адекватного ухода, питания и т. д. Она приводит в результате к психологической деградации и возможной адаптации в криминальные, а также другие девиантные и делинквентные сообщества [1].
Обычно в семьях к беспризорности детей, как уже было сказано, приводят насильственные факторы, однако психологические причины не обязательно являются психологическим насилием. На текущий момент существуют частые случаи социальной деградации среди довольно благополучных семей. Происходит это по причине отсутствия психологической связи родителей с детьми, потому что родители проводят больше времени на работе и просто увлекаются своими интересами больше, чем время, которое необходимо уделять воспитанию ребенка. В том числе детская беспризорность связана и с социальным сиротством, когда дети остаются без родительского внимания полностью. Еще одним признаком выступает общая социальная тенденция постиндустриального общества в виде децентрализации воспитания. Еще в индустриальных обществах роль воспитателей распределилась, перестав быть прерогативой родителей, в этом стало участвовать государство. Сейчас же существует серьезная коммерциализация образования и отсутствие воспитательной функции у образовательных учреждений. В условиях кризиса семейного воспитания отсутствие воспитания государственного, общеобразовательного приводит к распределению этой функции с другими сегментами общества, к примеру с Интернетом, негативные ячейки которого могут оказывать серьезное влияние на социально-психологическое состояние человека [5].
Подобные формы социальной дезадаптации на улице или же дома приводят к росту людей, де-факто являющихся малообразованными, большая часть из которых становятся представителями группы риска. Жизнь подобных детей заставляет определить их как детей, находящихся в социально опасном положении из-за их условий, которые оборачиваются тяжелыми последствиями.
СИСТЕМА РАБОТЫ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ И БЕСПРИЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ
В России именно для этого создана и действует система специализированных учреждений, которые осуществляют создание комфортных условий жизнедеятельности для несовершеннолетних, дают им гарантии реализации права на достойное существование в относительно нормально функционирующей социальной среде. Такими учреждениями являются территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков. Уровень девиантности поведения детей, присутствующих в подобных учреждениях, очень разный. Присутствуют дети с легкой формой отклонения в поведении, а в то же время дети, находящиеся на границе предела нормы, вплоть до наличия у некоторых детей патологических состояний психики. К примеру, наблюдается сексуальная расторможенность, отсутствие внутренних барьеров, предотвращающих преступления. В целом у детей, поступивших на реабилитацию (особенно беспризорных), часто присутствует негативное и даже враждебное отношение к окружающей среде и другим людям. Нередко у них нет рефлексии, позволяющей сопереживать. Таким образом формируется общее представление о подобных категориях населения. Как уже было сказано, значимое влияние на формирование подобных психологических установок у детей закладывает неблагополучная семья, являющаяся таковой по различным причинам. Очевидным является наличие негативного общего психического и эмоционального фона развития, а также стресс, агрессивность, тревожность, возможные гедонизм и др. Большая часть беспризорных и безнадзорных детей являются педагогически запущенными. Конечно, всё это больше касается беспризорных детей, но при этом имеет значимую выраженность у безнадзорных [2].
Специалисты по социальной работе, психологи и социальные педагоги, которые участвуют в работе с беспризорными и безнадзорными детьми, должны четко осознавать, что результаты их деятельности проявляются в долгосрочной перспективе, что работа с ребенком представляет собой психологически затратный, не быстрый процесс. Дети разных возрастов (в особенности подростки из-за переходного возраста), имеющие подобный негативный опыт, социально-психологические травмы, обделенные заботой и поддержкой родителей, являются отчужденными от общества. Они подвержены равнодушию окружающих. Учитывая данную информацию для проведения реабилитации, специалисты разного профиля с помощью различных средств должны наиболее эффективно, профессионально и быстро организовать поддержку и решать подобные проблемы. Такие дети нуждаются в специальной, особой социально-педагогической помощи. Крайне важным моментом в такой социальнопсихологической реабилитации можно считать то, что специалисту, участвующему в этом процессе, при работе с ребенком необходимо уровнять себя и его, при этом учитывая собственный опыт. Это необходимо для того, чтобы со стороны детей было восприятие реабилитатора не как отчужденного взрослого человека, а как того, кто действительно пытается помочь. Необходимы гармоничные и спокойные взаимоотношения. В это же время специалисту необходимо постепенно, не вызывая подозрительного напора, подводить ребенка на путь готовности к самостоятельному участию в изменении своего состояния. Необходимо вызывать детский интерес [7].
В России, работая в данном направлении, пытаются улучшить систему работы с беспризорными и безнадзорными детьми, систему профилактики данного явления. Делают это путем введения единообразия понятийного аппарата, единой законодательной базы, установлением единой категории детей и подростков, которые нуждаются в поддержке. Совершенствование законодательства позволит увеличить уровень эффективности решения проблем, связанных с безнадзорностью и беспризорностью среди детей. Можно отметить, что в России информация о количестве безнадзорных и беспризорных детей всегда была противоречивой. Точная статистика по данному вопросу отсутствует из-за сложности подобного подсчета. Тем временем в нашей стране активизируется деятельность различных государственных социальных структур и служб по сокращению количества беспризорных. Функционируют различные детские приюты и центры реабилитации. Они ставят своей основной целью удовлетворение базовых потребностей беспризорных детей в жилье и еде, в которых они нуждаются больше всего. Входит в программу данных приютов и реабилитационная помощь детям и подросткам, являющимся социальными сиротами. В компетенцию таких приютов также входит такая важная задача, как поиск родителей тех детей, которые оказались на улице, чтобы установить их личность [4]. В целом можно сказать, что проблема безнадзорности и беспризорности среди детей в Российской Федерации подвергается попыткам найти актуальное эффективное решение. Для выработки таких эффективных способов противостояния подобным отрицательным явлениям необходимо координирование действий государства, учреждений оказывающих соответствующую помощь, а также общественных организаций.