Прочитав название работы, можно усомниться в том, что педагогрепетитор на занятиях хореографией может формировать национальные культурные ценности. Тем более что балет с точки зрения исторического развития — вид искусства иноземного происхождения. Зародившись в Италии, утвердившись во Франции, в России он, попав на благодатную почву, как все иностранное, попадающее на русскую землю, преобразился в новом свете, аккумулировал в себе русские традиции, ментальные особенности и достиг наивысшей степени своего развития. Русские люди оказались необычайно способными к танцу. Об этом писал приглашенный французский балетмейстер Ж.Б. Ланде, преподававший в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе: «Кто хотел бы видеть, как верно, по правилам, изящно и непринужденно нужно танцевать менуэт, тот должен бы посмотреть этот танец при русском императорском дворе» [4, с. 259].
Существовавшие балетные школы разных стран имели ряд особенностей, отличавших их друг от друга. Так, например, традиционный урок французской школы балета в конце XIX века вырабатывал мягкую и грациозную, но излишне вычурную, декоративную пластику. Впоследствии Ваганова не без иронии вспоминала о замечаниях, которые она слышала от своих педагогов: «Ножкой, ножкой! Пококетливей!» Сознательно подчеркивая архаичные черты этой танцевальной манеры, Ваганова пишет о ее слащавости, вялости поз, руках с провисшими или жеманно приподнятыми локтями, раскинутыми «изящно» пальчиками. В итоге пренебрежение к выработке энергии рук и корпуса, спокойная, размеренная манера ведения экзерсиса ограничивали виртуозность танца.
От этой старой манеры преподавания и исполнительства резко отличалась итальянская школа, достигшая расцвета в последней четверти XIX века и представленная в педагогике Энрико Чекетти, а на сцене — гастролершами Пьериной Леньяни, Карлоттой Брианца, Антониэттой Дель-Эра и рядом других. Виртуозное мастерство танцовщиц-итальянок, стремившихся поразить зрителей труднейшими pas, например впервые продемонстрированными 32 fouette, было не безоговорочно принято в России. За блестящей техникой итальянок деятели русского балета нередко чувствовали недостаток поэтичности и содержательности. Замечательные мастера русского балетного театра Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Преображенская и их предшественницы уже в конце XIX века обладали глубоко национальной манерой танца: поэтической одухотворенностью пластических оттенков. Однако русский балет приобрел совершенно неповторимый стиль во времена А.Я. Вагановой. Танец наших балерин стал ни на что не похожим и узнаваемым во всем мире.