По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304

Специфика формирования факторов привязанности к телесериалам в студенческой среде

Норманская Анжела Викторовна декан факультета повышения квалификации и дополнительного образования, доцент кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», кандидат культурологии, заслуженный работник культуры Республики Крым Россия, 295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 39 E-mail: normanskaya.anzhela@yandex.ua

В статье показано, что социокультурная ситуация в сфере телевизионных сериалов складывается таким образом, что во многом потребительский интерес формируется маркетологами телеиндустрии, а не только личными предпочтениями зрителей. Маркетологи массовой культуры проводят исследования и анализируют сильные и слабые стороны телепроекта. Для решения этих задач используют сегментирование, позиционирование и другие инструменты маркетинга, но ничто из вышеперечисленного не оказывает прямого влияния на зрительский интерес. Автор рассматривает различные типы сюжетов массовой культуры, выделяя причины зрительских предпочтений и симпатий в молодежной среде.

Литература:

1. Бычкова О.И. Герой нашего времени: ценности в зеркале российского телесериала // Наследие веков. — 2016. — № 1. — С. 48–53. — URL: http://heritagemagazine.com/wp-content/uploads/2016/04/2016_l_Bychkova.pdf.

2. Омельченко Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/nachalo-molodezhnoy-ery-ili-smert-molodezhnoy-kulturymolodost-v-publichnom-prostranstve-sovremennosti.

3. Шапинская Е.Н. Практики массовой культуры. Мифы и герои // Культура культуры. — 2020. — № 1. — URL: http://cult-cult.ru/practice-of-mass-culture-myths-andheroes/.

Как точно заметила О.И. Бычкова, в настоящее время отношение к сериалам изменилось в позитивную сторону: «Изучение структуры и героев сериала очень важно с точки зрения влияния телевидения на сознание человека. Как любое явление культуры, это влияние не может быть оценено однозначно: либо негативно, либо положительно. В момент появления на телеэкране сериалы обвиняли в рекламировании общества потребления, их рассматривали как инструмент отрицательного влияния на ценности и сознание зрителя. Сегодня данная точка зрения постепенно меняется» [1].

В изучении проблемы определения факторов привязанности к телесериалам потребителей особый интерес вызывает вопрос, каким образом формируются предпочтения молодых людей к данному культурному продукту, так как именно в молодежной среде, по нашему мнению, прежде всего формируется телемейнстрим и отражаются востребованные темы и жанры телевизионной индустрии. Исследователь Е.Л. Омельченко считает, что данное обстоятельство можно объяснить культурным поворотом в молодежном пространстве: «Если суммировать сущность культурного переворота или культурной революции, победно шествующей по бывшему молодежному пространству, то ее можно выразить следующим образом. В так называемой классической культуре (АК) авторитетом был эксперт, опиравшийся на сформированный происхождением, образованием и воспитанием вкус (по определению — незаинтересованное, лишенное меркантильных соображений суждение). В контексте новой культуры супермаркета (КС) экспертом стал тинейджер, потребности которого сконструированы и воспитаны идеологией и стилем MTV. В первом случае критерий вкуса — качество произведения, во втором — чувство рынка или рыночная интуиция. Главный герой прежней культуры — художник, второй — продюсер: он знает рынок, владеет всем арсеналом техник продвижения “культурного продукта”, имеет “нюх” на то, что будет принято целевой аудиторией и, следовательно, продано» [2].

В молодежном телемейнстриме, в частности в студенческой аудитории, наблюдается тенденция к необычным темам и сюжетам, например к востребованности фэнтези-сериалов, интерес к сверхъестественному, «иному» (например, «Остаться в живых», «Ходячие мертвецы», «Игра престолов», «Дневники вампира», «Настоящая кровь» и др.). В фэнтези история начинается с обычной повседневной завязки, а затем сериалы постепенно развиваются в мистическом ключе, что соответствует интересу зрителя. Ирреальность и мистичность наиболее остро очерчивают и презентуют потребителю проблемы безнравственности реального мира и вместе с тем указывают пути выхода из такой атмосферы. Таким образом, потребность личности в искренности проявления чувств, бескорыстных проявлениях смелости приводит в соответствие ирреальность с реальностью. Е.Н. Шапинская, рассматривая мифы и героев массовой культуры, рассуждает следующим образом: «Трудно дать оценку этому всепроникающему потоку фантазийных образов и артефактов, поскольку сама культура содержит в себе многочисленные вызовы, а практики культуры сегодня являются свидетельством неустойчивости жизненного мира, в котором причудливым образом сплетаются рациональность и вера в сверхъестественное, технологическая компетентность и погружение в магические ритуалы, расширение сферы повседневности и уход от нее в виртуальное пространство» [3].

Для Цитирования:
Норманская Анжела Викторовна, Специфика формирования факторов привязанности к телесериалам в студенческой среде. Ученый совет. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: