Начиная с 2008 года полным ходом идет реформирование системы оплаты труда медицинских учреждений. Основные направления реформирования представлены в ряде документов: распоряжении Правительства РФ № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»; письме Министерства здравоохранения РФ от 04.09.2014 № 163/10/2–6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников»; распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 10.02.2017) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» и т. д. [2; 4; 9].
Содержание реформ направлено на оптимизацию процесса формирования заработной платы сотрудников медицинских государственных учреждений с целью повышения уровня эффективности оплаты труда в сфере здравоохранения. Основная цель реформирования — повышение уровня оплаты труда и повышение качества оказываемых медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения.
Однако, несмотря на реализацию реформ, существует ряд нерешенных проблем в сфере оплаты труда медицинских учреждений, которые тесно связаны со спецификой здравоохранения.
Центральная особенность проявляется в источниках финансирования оплаты труда в здравоохранении. Основным источником является государственное финансирование, которое зависит от объема плана государственного задания.
Государственное задание — «это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)» [1].
Дополнительный источник финансирования — доходы от коммерческой деятельности, осуществляемой учреждениями здравоохранения.
По данным исследования Министерства финансов РФ, в 2016 году доля государственного финансирования занимает 87%, а доля самофинансирования медицинских учреждений — 13%. На основании анализа Министерства здравоохранения, проведенного в 2016 году, было выявлено, что во всех регионах постоянно присутствует дефицит государственного финансирования [9].