По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.24.01

Специфика анализа фонда оплаты труда в медицинских учреждениях

Сидорова Ю.А. экономист ГБУЗ Новосибирской области «Городская поликлиника № 24», 630099, Новосибирск, ул. Ядринцевская, д. 18. E-mail: julia10194@mail.ru, Тел.: 8 (963) 948-08-99
Краснова М.В. канд. экон. наук, доцент кафедры информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления» (НГУЭУ), 630008, Новосибирск. E-mail: m.v.krasnova@edu.nsuem.ru, Тел.: 8 (913) 069-58-46

Система здравоохранения является неотъемлемой и одной из важных экономических сфер жизнедеятельности человека. Важно, чтобы в сфере здравоохранения осуществляли деятельность высококвалифицированные специалисты и их труд достойно оплачивался. Министерство здравоохранения России ведет постоянную работу по совершенствованию системы оплаты труда работников здравоохранения, ориентируя на это и региональные власти. Реформирование систем оплаты труда вызывает необходимость в изменении подхода к формированию аналитического обеспечения. В данной статье отражены особенности и проблемы оплаты труда в сфере здравоохранения. Аргументированы направления анализа фонда оплаты труда в условиях реформирования.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Итоги работы Министерства здравоохранения за 2016 год. — URL: https:// www.rosminzdrav.ru/open/kollegiya-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoyfederatsii/materialy-kollegii-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii/ kollegiya-2017 (дата обращения: 01.10.2018).

3. О концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527 (дата обращения: 01.10.2018).

4. О плане мероприятий (дорожной карте) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения»: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70192398/(дата обращения: 01.10.2018).

5. О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников: письмо Министерства здравоохранения РФ от 04.09.2014 № 163/10/2-6752. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70642064/ (дата обращения: 01.10.2018).

6. Об оптимизации в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания: Аудиторский отчет Счетной палаты. — URL: www.ach.gov.ru/ press_center/news/21297 (дата обращения: 20.09.2017).

7. Об утверждении отраслевого стандарта «Клинико-экономические исследования. Общие положения»: приказ Минздрава России от 27.05.2002 № 163. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP &n=307916#09171438353920296 (дата обращения: 01.10.2018).

8. Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения»: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р (ред. от 19.07.2017). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140252/ (дата обращения: 01.10.2018).

9. Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы: распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (ред. от 14.09.2015). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138313/ (дата обращения: 01.10.2018).

10. Отчет Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год». — URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/ statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/doklady-ob-itogah-deyatelnostiminzdrava-rossii (дата обращения: 01.10.2018).

11. Экономические методы управления в здравоохранении / В.В. Уйба, В.М. Чернышев, О.В. Пушкарев, О.В. Стрельченко, А.И. Клевасов. — Новосибирск: ООО «Альфа-Ресурс», 2012. — 314 с.

Начиная с 2008 года полным ходом идет реформирование системы оплаты труда медицинских учреждений. Основные направления реформирования представлены в ряде документов: распоряжении Правительства РФ № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»; письме Министерства здравоохранения РФ от 04.09.2014 № 163/10/2–6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников»; распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 10.02.2017) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» и т. д. [2; 4; 9].

Содержание реформ направлено на оптимизацию процесса формирования заработной платы сотрудников медицинских государственных учреждений с целью повышения уровня эффективности оплаты труда в сфере здравоохранения. Основная цель реформирования — повышение уровня оплаты труда и повышение качества оказываемых медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения.

Однако, несмотря на реализацию реформ, существует ряд нерешенных проблем в сфере оплаты труда медицинских учреждений, которые тесно связаны со спецификой здравоохранения.

Центральная особенность проявляется в источниках финансирования оплаты труда в здравоохранении. Основным источником является государственное финансирование, которое зависит от объема плана государственного задания.

Государственное задание — «это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)» [1].

Дополнительный источник финансирования — доходы от коммерческой деятельности, осуществляемой учреждениями здравоохранения.

По данным исследования Министерства финансов РФ, в 2016 году доля государственного финансирования занимает 87%, а доля самофинансирования медицинских учреждений — 13%. На основании анализа Министерства здравоохранения, проведенного в 2016 году, было выявлено, что во всех регионах постоянно присутствует дефицит государственного финансирования [9].

Для Цитирования:
Сидорова Ю.А., Краснова М.В., Специфика анализа фонда оплаты труда в медицинских учреждениях. Бухучет в здравоохранении. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: