Существующую ныне методику проведения СОУТ начали использовать в 2014 г. после Приказа Минтруда от 24 января 2014 г. № 33н. И в результате ее применения многие железнодорожники, транспортные строители и метрополитеновцы лишились льгот «за вредность». Результаты СОУТ, проведенной по новым правилам, показывают, что на предприятиях ОАО «РЖД» из 354 тыс. рабочих мест 95 тыс. (27 %) отягощены вредными или опасными факторами, отрицательно влияющими на здоровье человека.
Но еще в 2012 г. их было больше – 45 %.
Зачастую это объясняют тем, что компания вредные факторы устранила и продолжает улучшать условия труда. Однако многие эксперты считают, что обновленные нормативы просто не предусматривают оценки качественных показателей. А это не дает возможности оценить степень влияния того или иного вредного фактора на человека, а следовательно, на его здоровье.
В итоге на предприятиях ОАО «РЖД» класс вредности с третьего снизился до второго по 51 профессии, а их представители лишились доплат за работу во вредных условиях, дополнительных отпусков и сокращенной рабочей недели. Право выхода на льготную пенсию потеряли представители 12 профессий. А для электромехаников, электромонтеров контактной сети, машинистов тепловоза и электровоза, дежурных по станции и др. (всего 22 профессии) класс вредности снижен до 3.1. Они также лишились существенных льгот.
«И все это следствие применения новой методики при проведении спецоценки условий труда», – подчеркнул главный технический инспектор труда профсоюза Алексей Налетов. Теперь не учитывается травмоопасность, по-новому оцениваются микроклимат, напряженность труда, электромагнитные излучения, химические и биологические факторы, световая среда и т. д. «Зачастую на рабочих местах, где проведена специальная оценка, условия фактически не улучшены, но по-новому оценены, и людям не всегда понятно, почему с них сняли “вредность”», – говорит Алексей Налетов.
«Новая методика, – поясняет главный технический инспектор труда Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Виталий Трумель, – разработана без учета специфики отрасли. Она не предусматривает оценки качественных показателей, что не дает возможности оценить степень влияния того или иного вредного фактора на человека. И это касается всех отраслей, не только железнодорожной».