По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Специалисты: рекорд в железнодорожном машиностроении вызывает опасения

По результатам прошлого года железнодорожное машиностроение Российской Федерации показало хорошие результаты, в том числе были достигнуты два рекордных показателя. Объем производства магистральных грузовых вагонов в России превысил показатель в 79,5 тыс. единиц, а это почти на 8 тыс. единиц больше, чем в 2012 г., когда был достигнут предыдущий рекорд.

Выше этот показатель и советских объемов выпуска. Тогда рекорд был достигнут в середине 1970-х гг. — было произведено порядка 72,4 тыс. грузовых вагонов. После достижения 1974 г. показатель не увеличивался, а, наоборот, только снижался вплоть до момента распада Советского Союза в 1991 г. На территории же РСФСР наилучшим для железнодорожного машиностроения стал 1977 г., когда было выпущено около 33,3 тыс. вагонов. В общей сложности по результатам 2019 г. объем производства грузовых вагонов возрос почти на 16 %, показав более высокий рост, чем по экономике в целом.

Казалось бы, рост показателей — это очень хорошо, однако ряд специалистов высказывают опасения относительно сложившейся ситуации. Ранее рекорд был поставлен в 2012 г., и он повлек за собой возникновение серьезного кризиса перепроизводства в отрасли.

Увеличение объемов производства грузовых вагонов стимулировалось спросом со стороны операторов железнодорожных грузоперевозок. Это произошло на фоне реформы в железнодорожной отрасли, когда на замену Министерству путей сообщения пришли «Российские железные дороги», несколько негосударственных операторов грузоперевозок и владельцев вагонов. Тогда на территории РФ производством грузовых вагонов занимались предприятия по выпуску металлических конструкций, вагоноремонтные организации и т.д. В начале 2012 г. был запущен ТВСЗ (Тихвинский вагоностроительный завод), принадлежащий Объединенной вагонной компании. Ему удалось занять лидирующие позиции, обогнав УВЗ, который на протяжении нескольких лет уверенно удерживал первенство.

Увеличение объемов выпуска вагонов повлекло за собой снижение ставок по их аренде. Это, в свою очередь, привело к снижению спроса на новые вагоны и уменьшению объемов их производства, которое началось уже в 2013 г. В результате уже в 2015 г. объемы упали более чем в 2 раза в сравнении с 2012 г.

К ситуации пришлось подключиться властям страны, которые прибегли к отнюдь не рыночным мерам. Предприятиям, занимающимся производством вагонов, начали выплачивать субсидии, а старый парк вагонов был списан в принудительном порядке, несмотря на то, что многие из них находились в нормальном состоянии и могли еще использоваться по прямому назначению.

Для Цитирования:
Специалисты: рекорд в железнодорожном машиностроении вызывает опасения. Железнодорожник. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: