В соответствии со ст. 223 Трудового кодекса РФ каждый работодатель с численностью работников 50 человек и более должен создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда [1]. Работодатель, численность работников у которого 50 человек и менее, вправе возложить функции специалиста по охране труда на другого работника или привлечь независимую, аккредитованную организацию или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги в области охраны труда на условиях гражданскоправового договора.
Профессиональным стандартом установлены требования к лицу, занимающему должность специалиста по охране труда или руководителя службы охраны труда: высшее образование по направлению «техносферная безопасность» либо иное высшее или среднее профессиональное образование и профессиональная переподготовка в области охраны труда [2]. Так, у многих специалистов по охране труда имеется профессиональная переподготовка «безопасность технологических процессов и производств», которая также позволяет осуществлять деятельность в области охраны труда.
Специалист по охране труда отвечает за построение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации. При этом специалист по охране труда не может являться лицом, ответственным за охрану труда, — этим лицом является либо работодатель, либо ответственный руководитель, имеющий организационно-распорядительные полномочия, например осуществлять стратегическое и оперативное планирование в организации, принимать решения о заключении договоров, направлять предложения о премировании отдельных работников за соблюдение требований охраны труда, а также обладать правом депремировать за их нарушение в установленном порядке, и другие полномочия, необходимые для реализации функционирования системы. Система управления охраной труда должна затрагивать абсолютно все подразделения организации, но, как правило, ее внедрение сопровождается препятствованием со стороны руководителей смежных подразделений.