В основном автомобильная отрасль, если говорить о белых воротничках, потребляет квалифицированные инженерные кадры, и основная проблема – наличие таких специалистов на рынке. Особенно это становится проблемой, если требуются работники со знанием английского языка.
На сегодняшний день существует несколько автомобильных кластеров или центров притяжения такого рода специалистов, в первую очередь это Санкт-Петербург, Калуга, Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород. Практически во всех этих регионах – в меньшей степени в Петербурге, в большей степени в остальных – специалисты со знанием английского языка представляют основную сложность с точки зрения их поиска.
Второй группой вакансий в отрасли, которую бывает сложно заполнить, является рабочий персонал. Здесь знания иностранного языка не требуется, но на рынке сохраняется дефицит рабочей силы, даже неквалифицированной, и в таких регионах, как СанктПетербург, он периодически приводит к «гонке заработных плат», когда работодатели соревнуются, повышая зарплату операторам на линии без опыта работы, пытаясь таким образом «перекупить» персонал у соседей и конкурентов. Все это в итоге делает поиск достаточно дорогим удовольствием.
Вилка заработных плат для рабочих сегодня очень сильно различается, все зависит от региона, в котором находится предприятие. Среди так называемые синих воротничков наиболее высокие зарплаты, если мы говорим об автомобильных кластерах, в Санкт-Петербурге. Здесь они получают не менее 35 тыс. рублей, для некоторых предприятий этот рубеж начинается от 50 тыс. и продолжает идти выше.
Если до 2017 года рост зарплат был сравнительно умеренным и коррелировался с уровнем инфляции, то в 2017 году, когда отрасль начала потихонечку выходить из кризиса, рост ускорился, и в настоящее время он становится общим трендом, в особенности для рабочего персонала.
В других регионах ситуация с заработными платами не такая позитивная с точки зрения работника, но в любом случае автомобильная отрасль сегодня зачастую предлагает зарплаты более высокие, чем в других отраслях промышленности в том же регионе.