На этапе экономического развития страны одним из инструментов развития территорий является создание условий для включения земельных участков в оборот хозяйствования как объекта прав, главного средства производства в сельском и лесном хозяйстве, средство для привлечения инвестиций. Целью темы исследования является разграничение государственной собственности на землю как одного из способов установления права собственности на земельный участок и основного принципа, входящего в основу земельного законодательства [1], который дает предпосылки для многообразия форм собственности [4] публично-правового образования на землю и имеет важное экономическое и социальное значение для развития территорий.
В первые годы работы система разграничения государственной собственности на землю, предусматривающая завершить процесс разграничения в 2008 г., дала сбой. Процедура разграничения имела множественные и длительные действия, которая предполагала направление исполнительными органами власти перечней земельных участков, подлежащих к отнесению права собственности соответствующего публично-правового образования. За период с 2001 по начало 2006 г. Республикой Саха были сформированы и направлены в Правительство Российской Федерации сведения о 4041 земельном участке, из которых у Республики Саха возникало право собственности на 1258 земельных участков, муниципальных образований Республики Саха — на 2783 земельных участка. Однако ни один из направленных перечней земельных участков не был утвержден. Только с принятием Федерального закона от 17.04.2006 №53‑ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2006 г., усовершенствована система разграничения государственной собственности на земельные участки, определены основания для их разграничения [2]: по форме собственности на объекты недвижимости; по правовому режиму землепользователя и иные. Так, одним из оснований для разграничения права публичной собственности является нахождение на таком земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих соответствующему публичноправовому образованию (числящихся в реестре такого образования). То есть, в чьей собственности находится объект недвижимости (здание, строение, сооружение), расположенный на земельном участке, в собственность такого публично-правового образования и подлежит к отнесению земельный участок. Другим основанием определено наличие правового режима землепользователя. Если земельным участком пользуется орган власти публично-правового образования, предприятие или организация, созданные публичным-правовым образованием, то такой земельный участок подлежит к отнесению в собственность соответствующего публично-правового образования [3].