По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.2.021.8

Создание условий для многообразия форм собственности на землю как инструмент развития городских и сельских территорий

Ефремова И. И. старший преподаватель кафедры «Землеустройство и ландшафтная архитектура» факультета лесного комплекса и землеустройства, e‑mail: efremovaii18@mail.ru
Гаврильева Н. К. доцент кафедры «Землеустройство и ландшафтная архитектура» факультета лесного комплекса и землеустройства, e‑mail: nadezheda@inbox.ru Якутская ГСХА, г. Якутск

В работе рассмотрен один из инструментов развития городских и сельских территорий, связанный с разграничением государственной собственности на землю, даны разъяснения по основаниям отнесения земельных участков к собственности публично-правовых образований, прослежена динамика зарегистрированных земельных участков в собственность, динамика поступления доходов от использования земельных участков, выявлены проблемные вопросы, даны конкретные рекомендации.

Литература:

1. Земельный кодекс РФ от  25.10.2001 №136‑ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — №44.

2. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ: Федеральный закон от 17.04.2006 №53‑ФЗ // Правовая система «Консультант‑Плюс».

3. О введении в действие Земельного кодекса РФ: Федеральный закон от 25.10.2001 №137‑ФЗ (ред. от  08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — №44.

4. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Собрание законодательства РФ. — 2014. — №31.

5. Государственный (национальный) доклад о состоянии и  использовании земель в  Республике Саха за  2007–2017  годы. [Официальный сайт Росреестра]. URL: https://rosreestr.ru/site/ activity/sostoyame‑zemerrossii/gosudarstvennyynatsionalnyy‑doklad‑o‑sostoyanii‑i‑ispolzovaniizemel‑v‑rossiyskoy‑federatsii/

6. Указ Президента РС (Я) от  09.01.2008 №801 «О Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и мерах по ее реализации» // Якутские ведомости. 16.01.2008. № 2.

7. Годовой отчет об исполнении Консолидированного бюджета РС (Я) за 2008–2017 годы [Официальный сайт Министерства финансов РС (Я)]. URL: https://minfi n.sakha.gov.ru/bjudzhet/otchetnost/ godovye‑otchety.

На этапе экономического развития страны одним из инструментов развития территорий является создание условий для включения земельных участков в оборот хозяйствования как объекта прав, главного средства производства в сельском и лесном хозяйстве, средство для привлечения инвестиций. Целью темы исследования является разграничение государственной собственности на землю как одного из способов установления права собственности на земельный участок и основного принципа, входящего в основу земельного законодательства [1], который дает предпосылки для многообразия форм собственности [4] публично-правового образования на землю и имеет важное экономическое и социальное значение для развития территорий.

В первые годы работы система разграничения государственной собственности на землю, предусматривающая завершить процесс разграничения в 2008 г., дала сбой. Процедура разграничения имела множественные и длительные действия, которая предполагала направление исполнительными органами власти перечней земельных участков, подлежащих к отнесению права собственности соответствующего публично-правового образования. За период с 2001 по начало 2006 г. Республикой Саха были сформированы и направлены в Правительство Российской Федерации сведения о 4041 земельном участке, из которых у Республики Саха возникало право собственности на 1258 земельных участков, муниципальных образований Республики Саха — на 2783 земельных участка. Однако ни один из направленных перечней земельных участков не был утвержден. Только с принятием Федерального закона от 17.04.2006 №53‑ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2006 г., усовершенствована система разграничения государственной собственности на земельные участки, определены основания для их разграничения [2]: по форме собственности на объекты недвижимости; по правовому режиму землепользователя и иные. Так, одним из оснований для разграничения права публичной собственности является нахождение на таком земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих соответствующему публичноправовому образованию (числящихся в реестре такого образования). То есть, в чьей собственности находится объект недвижимости (здание, строение, сооружение), расположенный на земельном участке, в собственность такого публично-правового образования и подлежит к отнесению земельный участок. Другим основанием определено наличие правового режима землепользователя. Если земельным участком пользуется орган власти публично-правового образования, предприятие или организация, созданные публичным-правовым образованием, то такой земельный участок подлежит к отнесению в собственность соответствующего публично-правового образования [3].

Для Цитирования:
Ефремова И. И., Гаврильева Н. К., Создание условий для многообразия форм собственности на землю как инструмент развития городских и сельских территорий. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: