По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.5 DOI:10.33920/vne-04-2301-05

Создание стоимости в автомобильной цепочке: подход с точки зрения «улыбающейся кривой» (smiling curve)

Ван Юаньлун аспирант, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН), Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, E-mail: wyl19880130@yandex.ru

Активное развитие цепочек стоимости является логичным следствием экономической модернизации и важным трендом в современном мире. Масштабные процессы цифровизации экономики, начавшиеся во второй половине ХХ в., и стремление крупнейших корпораций к оптимизации затрат повлекли за собой использование принципиально новых инновационных подходов к организации бизнеса. Ключевой особенностью таких подходов стало разделение сложного технологического процесса на составные элементы, сопровождавшееся удаленным размещением элементов производства. В свою очередь, объем поставок полуфабрикатов и результатов промежуточных технологических переделов в мировом товарообороте увеличивался, а объем готовой продукции, соответственно, уменьшался.

Литература:

1. Gereffi, G., Humphrey, J., Sturgeon, T. The governance of global value chains // Review of International Political Economy. — 2005. — Vol. 12. — № 1. — Рp. 78–104.

2. Gereffi, G., Humphrey, J., Kaplinsky, R., Sturgeon, T. Introduction: Globalization, Value Chains and Development // Institute of Development Studies. — 2001. — № 32 (3). — Рp. 1–8.

3. Grassano, N., Hernandez Guevara, H., Tübke, A., et al. The 2021 EU industrial R&D investment scoreboard // Publications Office of the European Union. — 2022. [Электронный ресурс]. — URL: https://data.europa.eu/doi/10.2760/559391.

4. Ye, M. Meng, В., Wei, S. Measuring Smile Curves in Global Value Chains // IDE Discussion Paper. — 2015. — № 530 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.researchgate.net/publication/303755763_Measuring_Smile_ Curves_in_Global_Value_Chains (дата обращения: 13.11.2022).

5. Дементьев, В. Е., Устюжанина, Е. В., Евсюков, С. Г. Цифровая трансформация цепочек создания ценности: «улыбка» может оказаться «хмурой» // JIS. — 2018. — № 4. — С. 58–77.

6. Доклад «Нематериальный капитал в глобальных цепочках создания стоимости» // Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). — 2018. — 161 с.

7. Информационно-аналитический портал sMart-lab.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://smart-lab.ru/ (дата обращения: 12.11.2022).

8. Мешкова, Т., Моисеичев, Е. Анализ глобальных цепочек создания стоимости: возможности форсайт-исследований // Форсайт. — 2016. — № 1. — С. 69–82.

9. Михайлов, М. В., Зубенко, В. В. Значение международного рынка интеллектуальной собственности в мировой экономике // Экономические науки. — 2019. — № 8. — С. 112–117.

10. Писарева, С. С., Волгина, Н. А. Цепочки стоимости в автомобилестроении стран Центральной и Восточной Европы: опыт для России: монография / С. С. Писарева, Н. А. Волгина. — М.: КНОРУС, 2018. — 184 с.

11. Стрелец, И. А., Чебанов, С. В. Цифровизация мировой торговли: масштабы, формы, последствия // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — Т. 64. — № 1. — С. 15–25.

12. Чехин, Д. В. Влияние электромобилей на цепочку создания ценности в автомобилестроении // Научный форум: экономика и менеджмент. — 2017. — С. 80–88.

1. Gereffi, G., Humphrey, J., Sturgeon, T. (2005). The governance of global value chains. Review of International Political Economy. Vol. 12, No. 1, pp. 78–104.

2. Gereffi, G., Humphrey, J., Kaplinsky, R., Sturgeon, T. (2001). Introduction: Globalization, Value Chains and Development. Institute of Development Studies. No. 32 (3), pp. 1–8.

3. Grassano, N., Hernandez Guevara, H., Tübke, A., et al. (2022). The 2021 EU industrial R&D investment scoreboard. Publications Office of the European Union. — Available at: https://data.europa.eu/doi/10.2760/559391 (accessed: 13.11.2022).

4. Ye, M. Meng, В., Wei, S. (2015). Measuring Smile Curves in Global Value Chains. IDE Discussion Paper. No. 530. — Available at: https://www.researchgate.net/publication/303755763_Measuring_Smile_Curves_in_Global_Value_ Chains (accessed: 13.11.2022).

5. Dementiev, V. E., Ustyuzhanina, E. V., Evsyukov, S. G. (2018). Tsifrovaia transformatsiia tsepochek sozdaniia tsennosti: "ulybka" mozhet okazat’sia "khmuroi" [Digital transformation of value chains: "smile" may turn out to be "gloomy"]. JIS. No. 4, pp. 58–77 (in Russian).

6. Report "Intangible capital in global value chains". World Intellectual Property Organization (WIPO), 2018. 161 p.

7. Information and analytical portal sMart-lab.ru. — Available at: https://smart-lab.ru/ (accessed: 12.11.2022).

8. Meshkova, T., Moiseichev, E. (2016). Analiz global’nykh tsepochek sozdaniia stoimosti: vozmozhnosti forsaitissledovanii [Analysis of global value chains: opportunities for foresight research]. Foresight. No. 1, pp. 69–82 (in Russian).

9. Mikhailov, M. V., Zubenko, V. V. (2019). Znachenie mezhdunarodnogo rynka intellektual’noi sobstvennosti v mirovoi ekonomika [The importance of the international intellectual property market in the world economy]. Ekonomicheskie nauki [Economic sciences]. No. 8, pp. 112–117 (in Russian).

10. Pisareva, S. S., Volgina, N. A. (2018). Tsepochki stoimosti v avtomobilestroenii stran Tsentral’noi i Vostochnoi Evropy: opyt dlia Rossii: monografi ia [Value chains in the automotive industry of Central and Eastern Europe: experience for Russia: monograph]. Moscow: KNORUS, 184 p. (in Russian).

11. Strelets, I. A., Chebanov, S. V. (2020). Tsifrovizatsiia mirovoi torgovli: masshtaby, formy, posledstviia [Digitalization of world trade: scales, forms, consequences]. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia [World economy and international relations]. Vol. 64, No. 1, pp. 15–25 (in Russian).

12. Chekhov, D. V. (2017). Vliianie elektromobilei na tsepochku sozdaniia tsennosti v avtomobilestroenii [The influence of electric vehicles on the value chain in the automotive industry]. Scientific Forum: Economics and Management. Pp. 80–88 (in Russian).

Дата поступления рукописи в редакцию: 14.11.2022.

Дата принятия рукописи в печать: 12.12.2022.

В работах у ряда исследователей вопросов цепочек стоимости, в частности у Р. Каплинского, Г. Джереффи и других экспертов, появляется направление интернационализма. Цепочка добавленной стоимости от идеи создания до доставки конечному клиенту через различные фазы производственно-сбытового процесса рассматривается ими в глобальном мировом масштабе.

Можно утверждать, что с этого этапа в изучении вопросов создания цепочек стоимости сформировалось два основных направления:

- интернациональный (макроэкономический);

- индустриальный (микроэкономический, локальный).

В то же время важно отметить, что данное разделение носит условный характер. Указанные направления нередко являются взаимодополняемыми.

В целях настоящего исследования важно определиться с тем, что будем подразумевать в дальнейшем под добавленной стоимостью. Невзирая на то что данное понятие широко используется в экономической и бизнес-литературе, единой трактовки в настоящее время оно не имеет. В целом добавленную стоимость можно охарактеризовать как разность между выручкой от продажи товара/работы/услуги и совокупностью результатов труда, приобретенных предприятием, в денежном эквиваленте.

Для наглядности автором представлена схема формирования добавленной стоимости (рис. 1) на примере производственного предприятия.

На рисунке 1 у каждого участника цепочки возникает добавленная стоимость, которая формируется в процессе его хозяйственной деятельности. Так, на схеме отражено взаимодействие производителя с цепочкой поставщиков до того момента, как продукт фактически сформирован. Число таких поставщиков во многом определяется технологией производства (в нашем примере их всего два). Ими могут быть поставщики сырья и материалов, полуфабрикатов, инструмента, оборудования, электроэнергии и т. д.

Когда продукт готов, свою часть добавленной стоимости вносит дистрибьютор, который берет на себя маркетинговые и сбытовые функции и доводит ценность продукта до конечного потребителя. В качестве дополнительного (необязательного) звена цепочки могут появиться сервисные организации, генерирующие свою добавленную стоимость.

Для Цитирования:
Ван Юаньлун, Создание стоимости в автомобильной цепочке: подход с точки зрения «улыбающейся кривой» (smiling curve). Международная экономика. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: