Дата поступления рукописи в редакцию: 14.11.2022.
Дата принятия рукописи в печать: 12.12.2022.
В работах у ряда исследователей вопросов цепочек стоимости, в частности у Р. Каплинского, Г. Джереффи и других экспертов, появляется направление интернационализма. Цепочка добавленной стоимости от идеи создания до доставки конечному клиенту через различные фазы производственно-сбытового процесса рассматривается ими в глобальном мировом масштабе.
Можно утверждать, что с этого этапа в изучении вопросов создания цепочек стоимости сформировалось два основных направления:
- интернациональный (макроэкономический);
- индустриальный (микроэкономический, локальный).
В то же время важно отметить, что данное разделение носит условный характер. Указанные направления нередко являются взаимодополняемыми.
В целях настоящего исследования важно определиться с тем, что будем подразумевать в дальнейшем под добавленной стоимостью. Невзирая на то что данное понятие широко используется в экономической и бизнес-литературе, единой трактовки в настоящее время оно не имеет. В целом добавленную стоимость можно охарактеризовать как разность между выручкой от продажи товара/работы/услуги и совокупностью результатов труда, приобретенных предприятием, в денежном эквиваленте.
Для наглядности автором представлена схема формирования добавленной стоимости (рис. 1) на примере производственного предприятия.
На рисунке 1 у каждого участника цепочки возникает добавленная стоимость, которая формируется в процессе его хозяйственной деятельности. Так, на схеме отражено взаимодействие производителя с цепочкой поставщиков до того момента, как продукт фактически сформирован. Число таких поставщиков во многом определяется технологией производства (в нашем примере их всего два). Ими могут быть поставщики сырья и материалов, полуфабрикатов, инструмента, оборудования, электроэнергии и т. д.
Когда продукт готов, свою часть добавленной стоимости вносит дистрибьютор, который берет на себя маркетинговые и сбытовые функции и доводит ценность продукта до конечного потребителя. В качестве дополнительного (необязательного) звена цепочки могут появиться сервисные организации, генерирующие свою добавленную стоимость.