На сегодняшний день в условиях современной рыночной экономики коммерческая деятельность предприятий обязана наибольшее внимание уделять вопросу управления персоналом. Роль и значение человеческих ресурсов в коммерческой организации усиливается, под воздействием постоянно изменяющихся условий внешней среды выдвигаются требования к формированию и использованию персонала организации на длительную перспективу, что требует тщательного ана лиза и оценки эффективности трудовой деятельности персонала [1].
Система оценки персонала — это набор инструментов и методов, прочно связанных с основными функциями управления персоналом.
Необходимость перехода предприятий на новую систему управления персоналом обусловлена текущей ситуацией на рынке труда. Всё больше усложняется конкурентная борьба за качественные трудовые ресурсы, при этом рабочий персонал превращается в обученного сотрудника, имеющего в основном высшее образование и пройденные специализированные тренинги, необходимые для профессиональной квалификации. Также актуальность перехода к новой системе управления персоналом связана с развитием цифровой экономики, где инновационные технологии, переход бизнеса в онлайн-пространство и роботизация/автоматизация промышленного производства становятся причиной переквалификации многих рабочих позиций, на которые ранее был необходимый спрос, но сегодня его нет.
Тем самым роль обучения и развития рабочего персонала увеличивается, что подразумевает модификацию системы мотивации, где эффективные сотрудники получают больший размер поощрения, чем те, кто отстает от средних показателей производительности труда по рынку и отрасли функционирования предприятия.
Таким образом, система аттестации и оценки персонала в организациях является важнейшим атрибутом современного процесса управления человеческими ресурсами, а значит, каждое предприятие Российской Федерации обязано позаботиться о формирова нии данной системы в случае наличия цели стратегического развития и усиления своих конкурентных позиций на рынке. Более того, система аттестации персонала становится эффективным инструментом не только HR-менеджмента, операционного и стратегического управления, но и механизмом повышения уровня инвестиционной привлекательности бизнеса компании.