Собственная торговая марка (СТМ) — это марка, владельцем которой является структура, занимающаяся ее реализацией. Создавать их могут как отдельные розничные ритейлеры, так и кооперативы и закупочные союзы сетей, региональные объединения оптовых и дистрибьюторских компаний, крупных импортеров.
По данным GfK Rus, доля СТМ в обороте российского розничного рынка FMCG за 2020 год выросла на 15%. Среди крупнейших сетей по доле СТМ лидирует «Пятерочка»: за прошлый год доля собственных марок в обороте сети увеличилась на 2,7% и составила 12%. Аналогичного показателя достигла доля в сети «Ашан». Доля СТМ в обороте сети «Лента» — 11%, Globus — 9%, Metro — 8%, «Магнит», «Дикси», «О’Кей» — по 7%, «Перекресток» — 6%, «Карусель» — 5%. По данным «Магнита», по итогам 2020 года продажи собственных торговых марок составили 10% от розничной выручки, в планах — довести долю собственных брендов в выручке до 25% к 2025 году. По данным «Ашана», каждый пятый проданный товар в сети — это товар под собственной маркой.
Согласно исследованию Nielsen, в 2020 году доля СТМ на российском розничном рынке превысила 5%. Наибольшую долю частные марки занимают в продовольственных товарах — 6,2%. Основной вклад в увеличение доли вносят молочные продукты, холодные напитки, соусы и масла. А категория — лидер по доле товаров под СТМ — оливки (38,2%) [1].
Целью данной статьи является рассмотрение преимуществ собственных торговых марок, процесса их создания, продвижения, а также классификации СТМ и определение видов и разновидностей СТМ.
Объект исследования — собственные торговые марки и их классификация.
Методы исследования: анализ, систематизация, конкретизация и обобщение.
При создании СТМ компании обладают правом осуществлять контроль за производством, качеством товара, ценообразованием и распределением. Как правило, товары с СТМ распределяются только в магазинах и других структурных подразделениях организации, которая является владельцем этой марки. Однако бывают и исключения — например, мясные продукты с СТМ «Мираторг» можно увидеть в магазинах и других торговых сетей [2].