По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Создание муниципального автобусного парка выглядит привлекательной идеей. Но лишь на первый взгляд

Организация транспортного обслуживания относится к ведению органов местного самоуправления, однако подходы и принципы в различных городах существенно отличаются. Самое первое и очевидное отличие — наличие либо отсутствие муниципального или государственного транспорта на городских маршрутах. В одних городах регулярные маршруты обслуживаются исключительно муниципальными предприятиями. В других муниципальный перевозчик занимает лишь небольшую часть рынка, чаще всего, работая на маршрутах, обслуживаемых электрическим транспортом (трамваями или троллейбусами).

Не вдаваясь в глубокий анализ, можно сразу заметить сложившуюся закономерность: чем больше доля муниципальных и государственных предприятий на регулярных городских маршрутах, чем больше их участие в организации транспортного обслуживания населения, тем выше цена такой услуги для конечных пассажиров и ниже эффективность системы городского пассажирского транспорта в пересчете на перевозку одного пассажира на один километр. И наоборот: чем больше хозяйствующих субъектов на рынке перевозок, тем ниже стоимость билета и выше эффективность работы системы.

В Перми, где исторически самая высокая доля частного бизнеса в организации транспортного обслуживания населения и самое большое количество участников рынка, стоимость проезда составляет всего 20 руб., при том что в среднем на один билет пассажир в Перми проезжает 7,2 км. Это означает, что мы имеем самую низкую стоимость проезда при самой высокой длине такой поездки из всех муниципальных городов-миллионников. Почему же в городах складывается такая разная ситуация? С чем связано присутствие или отсутствие на городских муниципальных маршрутах крупных муниципальных или государственных перевозчиков?

Ответ на этот вопрос уходит корнями довольно глубоко, и определяющим моментом является квалификация органов исполнительной власти отдельных муниципалитетов, а конкретнее — профессионализм и качество работы структуры, ответственной за организацию транспортного обслуживания населения. Что является более простой задачей: купить за бюджетные деньги подвижной состав и вывести его на маршруты или подготовить нормативно-правовую базу, объявить конкурс, выбрать лучших частных перевозчиков, а потом создать систему контроля за качеством их работы? Конечно, первое сделать существенно быстрее и проще. И именно так происходит в большинстве городов Российской Федерации, где органы исполнительной власти и специалисты их транспортных администраций не всегда имеют соответствующие компетенции, не всегда могут сформулировать цели и задачи, позволяющие сформировать в городе эффективную транспортную систему.

Для Цитирования:
Создание муниципального автобусного парка выглядит привлекательной идеей. Но лишь на первый взгляд. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: