Международный транспортный коридор «Север — Юг» (МТК) — это комбинированный пассажирский и грузовой транспортный маршрут из Санкт-Петербурга в порт Мумбаи (Индия). Создание международного транспортного коридора «Север — Юг» было инициировано Министерством транспорта Российской Федерации в целях реализации стратегического партнерства между Россией и странами Каспийского региона. Хотя с момента подписания соглашения о создании интермодального транспортного коридора «Север — Юг» прошло уже 20 лет, коридор еще не функционирует [1, с. 5]. Однако в настоящее время успешному функционированию МТК «Север –Юг» способствуют несколько факторов. К ним относятся укрепление взаимодействия ЕАЭС со странами Южной Азии и Персидского залива, включая Индию и Иран, большой потенциал подключения МТК «Север — Юг» к магистральным транспортным маршрутам, ускорение процесса цифровизации, стремительный рост вызовов, связанных с изменением климата, а также санкции наложенные на Российскую Федерацию [2, с. 23].
В исследовании дана оценка грузового потенциала МТК «Север — Юг» в диапазоне от 14,7 до 24,5 млн т к 2030 г. Интермодальный МТК «Север — Юг» соединяет страны Северной Европы и северо-западную часть ЕАЭС со странами Персидского залива и Индийского океана через Кавказ и страны Центральной Азии [4; 6–7]. Коридор включает в себя железнодорожную, автомобильную, воздушную, морскую и речную транспортную инфраструктуру. Уникальная ориентация МТК «Север — Юг» создает возможности для соединения с другими глобальными и региональными широтными транспортными коридорами, проходящими с востока на запад. К ним относятся евразийский коридор «Транссиб», международный транспортный маршрут между Европой и Западным Китаем, коридоры № 5 и 8 Организации железнодорожного сотрудничества, международный транспортный коридор «Европа — Кавказ — Азия, международный транспортный коридор «Раслайт» и транспортный коридор ЦентральноАзиатского регионального экономического сотрудничества. Таким образом, реализация МТК «Север — Юг» способствовала формированию Евразийского транспортного каркаса макрорегиональной транспортно-логистической системы. Создание этой структуры создает основу для развития торгового и инвестиционного партнерства на евразийском континенте и обеспечивает долгосрочные экономические интересы многих стран Евразии, особенно не имеющих выхода к морю.