По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Создание гибкой алгоритмизации действий у кандидатов в водители транспортных средств

На основании анализа официальной статистики были установлены наиболее проблематичные аспекты образовательного процесса и сделан вывод о необходимости создания у кандидатов в водители опыта гибкой алгоритмизации действий в случае наступления непредвиденных ситуаций. Для разработки алгоритма использовались дорожные ситуации, возникающие в процессе проезда регулируемых перекрестков. В соответствии с правилами порядок проезда по таким перекресткам был разложен на подготовительный, исполнительный и рефлексивный этапы. На основании целого комплекса условий, предопределяющих действия водителя на подобном перекрестке, обосновывается важность умения своевременно и гибко перестраивать алгоритмы безопасного управления автомобильным транспортом. Это позволит обеспечить формирование водительского опыта еще на стадии обучения.

Литература:

1. Ананьев С. В. Актуальные проблемы подготовки водителей в военных вузах / Под ред. С. В. Костарева, И.И. Соколовой, Н. В. Ершова // Развитие военной педагогики в XXI веке: Материалы V межвузовской научнопрактической конференции. — СПб.: ВАС, 2018. — С. 245–249.

2. Воронина Е. Е. Критерии и показатели качества образования в организациях, осуществляющих подготовку водителей // Вестник НЦБЖД. — 2016. — № 4 (30). — С. 42–48.

3. Ковалев В. В. Вербилов А. Ф., Ковалев Т. В. Актуальные проблемы подготовки и допуска начинающих водителей к управлению транспортным средством // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2016. — № 14-2. — С. 182–183.

4. Коваленко В. В. Некоторые аспекты организации обучения курсантов ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России» по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории В // Вестник Пермского института ФСИН России. — 2015. — № 4 (19). — С. 66–70.

5. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года. Информационно-аналитический обзор. — М.: ФКУ НЦ БДД МВД России, 2018, — 18 с.

6. Климова Г. Н., Артемов А. Ю., Стеганцев А. В. О повышении качества подготовки и переподготовки водителей // Воронежский научнотехнический вестник. — 2015. — № 4 (14).— С. 71–76.

7. Чибаков А. С. Опыт и предложения по совершенствованию подготовки водителей транспортных средств категории С при реализации образовательного стандарта в учреждении среднего профессионального образования // Перспективы науки и образования. — 2018.— № 2 (32). — С. 92–103.

8. Чибаков А. С., Крылов Д. А., Комелина В. А. Реализация программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств на основе интенсивного обучения // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 4. — С. 753–757 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.toptechnologies.ru/ pdf/2015/2015_12_4.pdf.

9. Михеева К. В., Лизунов А. В. Сравнительный анализ подготовки водителей-любителей в разных странах // Вестник КГУ. — 2015. — №3.— С. 105–107.

10. Чекотин Р. С., Вербицкая Н. О. Методика обучения предвидению рисков дорожного движения в системе профессиональной подготовки водителей России // Современные проблемы науки и образования. — 2018.— №1. — С. 29.

11. Ясенков Е. П., Парфенова Л. А. Результаты внедрения новых примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств в Российской Федерации за 2015–2018 годы // Механики XXI веку.— 2019. — №18.— С. 220–228.

12. Чибаков А. С. Обеспечение качества подготовки водителей транспортных средств к движению в условиях населенных пунктов // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2016. — № 2. — С. 123–129.

13. Ковалев В. В., Вербилов А. Ф. Зарубежный опыт выдачи водительских удостоверений начинающим водителям (на примере Японии) // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2015. — №1 (28).— С. 81–83.

Профессия водителя транспортного средства на сегодняшний день является одной из наиболее опасных. Безопасность автомобильного движения зависит прежде всего от уровня профессиональной подготовки водителей и их умения своевременно и оперативно реагировать на разные сценарии развития дорожных ситуаций. Ежегодно на автодорогах России случаются аварии, которые уносят тысячи человеческих жизней. Многих из этих аварий удалось бы избежать, если бы водители обладали навыками гибкой алгоритмизации действий и руководствовались бы ими при принятии решений.

По информации научного центра безопасности дорожного движения, за 2018 г. в стране произошло 168 099 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), жертвами которых стали 18 214 человек. Главная причина большинства происшествий с человеческими жертвами — несоблюдение установленных правил дорожного движения водителями, управляющими транспортными средствами. Всего за рассматриваемый период по вине водителя было совершено 148142 ДТП, что составляет 88% от общего количества. Среди ДТП с жертвами этот показатель немного ниже — 84% от всего числа происшествий. Жертвами нарушения правил дорожного движения стали 15297 человек.

Как правило, чаще всего виновниками ДПТ становятся водители, управляющие собственными легковыми автомобилями. На такие аварии приходится 80,4 % всех ДТП, или 119 177 происшествий. Одним из наиболее распространенных видов нарушений правил дорожного движения водителями стало несоблюдение очередности при проезде перекрестков. 18,9 % аварий произошло именно по этой причине — 27 932 ДТП.

Данное значение превосходит показатели по другим наиболее распространенным видам нарушений ПДД почти вдвое. Нарушение очередности порядка проезда перекрестков в 2 раза чаще приводит к ДТП, чем, например, выезд на полосу, предназначенную для встречного движения (в 2018 г. произошло 13 905 таких аварий, или 9,4 % от общего числа ДТП). 9,1 % ДТП были вызваны превышением скорости или несоблюдением скоростного режима.

Всего в результате нарушения правил проезда перекрестков погибли 998 человек, или 5,5 % от числа всех жертв аварий 2018 г.

Для Цитирования:
А. М. Сиденко, Создание гибкой алгоритмизации действий у кандидатов в водители транспортных средств. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: