На медицинском форуме, организованном Центром профессионального развития и инноваций 10 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге, на наш круглый стол по мотивации медицинского персонала пришли 35 главных врачей государственных больниц из разных регионов нашей страны. Мы предложили участникам в группах обсудить, что волнует медиков сегодня.
Более трети (36%) участников отметили, что врачи не мотивированы, не хотят брать на себя дополнительную работу, не хотят оказывать платные услуги, не хотят осваивать новые методы. Другие актуальные темы — это конфликты с пациентами и проблемы сотрудничества внутри учреждения. Многие клиники также волновало, как привлечь молодые кадры в регионы.
Мы предложили участникам выбрать самые актуальные вопросы. Результат был удивительным: больше всего голосов (22) набрал вопрос «Как создать систему единых ценностей в ЛПУ?», 12 голосов набрал вопрос про привлечение кадров в регионы и буквально по 2–3 балла — остальные вопросы. Руководители клиник видят перспективность управления по ценностям: если действительно создать систему единых ценностей, то это решило бы и вопросы с конфликтами, и проблемы сотрудничества, и даже вопросы привлечения кадров, ведь так называемый HR-бренд формируется именно на основании ценностей учреждения. Очевидно, это те самые 20% усилий, которые дадут 80% результата.
Что же такое ценности? Ценности — это те ключевые принципы, на которые опирается организация. Ценности определяют «что такое хорошо и что такое плохо», определяют правила принятия решений в сложных ситуациях. А как проявляются ценности? Через поведение. «Двойные стандарты» — это различие между заявленными лозунгами и фактическим поведением или ситуация, когда «все равны, но некоторые ровнее», то есть, например, кто-то из руководства может себе позволить нарушать установленные правила, а своих подчиненных он за это сурово наказывает.
У каждого человека есть своя система ценностей, и если его ценности не совпадают с ценностями организации, сотрудничество не будет долгосрочным и плодотворным. Если, к примеру, врачи или медсестры не получают подтверждения своим ценностям, не чувствуют, что их ценности важны для медицинского учреждения, мотивация падает.