По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2 DOI:10.33920/pol-2-2312-04

Создание благоприятной трудовой среды как перспективная цель трудового права ЕС

Цветков Валентин Викторович преподаватель-исследователь по направлению «Юриспруденция» Санкт-Петербургского государственного университета, главный юрисконсульт ООО «Газпром газификация», Россия, Санкт-Петербург, Е-mail: tsvetkov-val@mail.ru

В статье рассмотрены современные тенденции, имеющие место в ЕС и странах Западной Европы, предусматривающие адаптацию трудовой среды к особенностям и потребностям конкретного работника. Также в статье проанализированы легальные и теоретические подходы к пониманию трудовой среды в Российской Федерации и зарубежных странах.

Литература:

1. Commission recommendation on the European Pillar of Social Rights C(2017) 2600 final; Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Establishing a European Pillar of Social Rights. COM(2017) 250 final; Proposal for a Interinstitutional Proclamation on the European Pillar of Social Rights. COM(2017) 251 final; Commission staff working document Accompanying. COM(2017) 250 final, SWD(2017) 201 final.

2. Головина С.Ю. От программы достойного труда к концепции качества трудовой жизни // Международные трудовые стандарты и национальное законодательство о труде и социальном обеспечении (к 100-летию МОТ) : сб. науч. тр. V Междунар. науч.практ. конф., Минск, 1–2 нояб. 2019 г. — Минск : Междунар. ун-т «МИТСО, 2019. С. 17.

3. Лушникова М.В. Личные неимущественные трудовые права в XXI веке // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 17–20.

4. How to build a healthy workplace environment By Elizabeth Perry May 26, 2023 [Электронный ресурс] // URL: https:// www.betterup.com/blog/workplaceenvironments#:~:text=A%20work%20 environment%20is%20a,space%2C%20 lighting%2C%20and%20location (дата обращения: 07.11.2023).

5. Working Environment Act / Ministry of Employment Consolidated Act no. 2062 of 16 November 2021 — unofficial version [Электронный ресурс] // URL: https://at.dk/ en/regulations/working-environment-act/ (дата обращения: 07.11.2023).

6. Act relating to the working environment, working hours and employment protection, etc. (Working Environment Act). LOV-2005-06-17-62 [Электронный ресурс] // URL: https://lovdata.no/dokument/ NLE/lov/2005-06-17-62?q=Act%20 relating%20to%20the%20working (дата обращения: 07.11.2023).

26 апреля 2017 г. Европейская Комиссия приняла пакет документов, состоящий из рекомендации, сообщения, предложения, рабочего документа [1]. И все они связаны с принятием Европейского стандарта (дословный перевод — «столп» от «pillar») социальных прав (European Pillar of Social Rights — ЕССП). Наиболее значимой из всего пакета документа видится рекомендация Комиссии по ЕССП (далее — рекомендация), которая перечисляет сами принципы, и предложение Комиссии «О межведомственной прокламации Европейского стандарта социальных прав» (далее — прокламация).

ЕССП состоит из трех основных разделов: равные возможности и доступ на рынок труда; достойные условия труда; социальная защита и включение. Эти разделы подразделяются на двадцать принципов и продекларированных прав. ЕССП также подводит итог всем действиям институтов ЕС, принятых в рамках Европейской стратегии занятости и «целостного» подхода к занятости.

Цель ЕССП, как указано в п. 12 рекомендации, «служить ориентиром эффективного трудоустройства и социальных достижений в решении текущих и последующих задач, которые непосредственно направлены на удовлетворение естественных потребностей людей и гарантируют наилучшее принятие и реализацию социальных прав».

Стандарт не имеет обязательной силы, а также не может быть предметом рассмотрения Судом ЕС, а имеет форму рекомендации. Однако межведомственный документ усиливает «мягкую» природу Стандарта, поскольку расценивает его как инструмент дальнейшей политической и правовой деятельности союзных институтов и государств-членов, образуя точку опоры для руководств и адресованных государствам в рамках Европейского семестра рекомендаций.

Стандарт не имеет обязательной силы, а также не может быть предметом рассмотрения Судом ЕС, а имеет форму рекомендации. Однако межведомственный документ усиливает «мягкую» природу Стандарта, поскольку расценивает его как инструмент дальнейшей политической и правовой деятельности союзных институтов и государств-членов, образуя точку опоры для руководств и адресованных государствам в рамках Европейского семестра рекомендаций.

Для Цитирования:
Цветков Валентин Викторович, Создание благоприятной трудовой среды как перспективная цель трудового права ЕС. Вопросы трудового права. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: