По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.92

Создание 3D-модели бурового долота в установке нового типа

Корягина О. М. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, ул. 2‑я Бауманская, д. 5, е-mail: selina59@mail.ru
Эрастова Е. С. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, ул. 2‑я Бауманская, д. 5
Скворцова О. М. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 105005, Москва, ул. 2‑я Бауманская, д. 5

Целью данной работы является проектирование шарошечного долота на основании разработки способа построения 3D-модели. Разработаны твердотельная модель и чертеж бурового долота с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Рассмотрен один из способов модернизации бурового долота для системы буровой установки нового типа.

Литература:

1. Корягина, О. М., Эрастова, Е.С. Разработка объемных моделей деталей и создание их рабочих чертежей в программе Autodesk Inventor Professional // Главный механик. — 2015. — №8. — С. 42–47.

2. Корягина, О.М. Графическое описание трехмерных объектов в Autodesk Inventor // Главный механик. — 2015. — №5–6. — С. 72–75.

3. Корягина, О.М. Построения касательных плоскостей и нормалей к поверхностям вращения в системе трехмерного моделирования Autodesk Inventor // Электронный журнал Cloud of Science. — 2015. — T. 2, №1. — С. 100–106. URL: http://cloudofscience.ru

4. Корягина, О.М. Использование трехмерного компьютерного моделирования в курсе начертательной геометрии // Главный механик. — 2016. — №2. — С. 47–50.

5. Корягина, О.М. Построение линий пересечения поверхностей второго порядка в системе объемного моделирования Autodesk Inventor // Электронный журнал Cloud of Science. — 2016. — Т. 3, №1. — С. 60–70. URL: http://cloudofscience.ru

6. Корягина, О.М. Создание моделей метода преобразования ортогональных проекций в системе объемного моделирования Autodesk Inventor // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2014. — № 6. — С. 35–39.

7. Корягина, О. М., Корягин, С.В. Моделирование сборочных единиц и создание их чертежей в среде программы Autodesk Inventor // Cloud of Science. — 2018. — Т. 5, №1. — С. 60–73.

Одним из способов понижения себестоимости отечественной нефти является введение новой, менее ресурсно-затратной технологии добычи. Технологические установки, используемые в добычи нефти и газа, не претерпевали кардинальных изменений уже более десяти лет. Реальный способ снизить себестоимость нефти — усовершенствовать способы ее добычи.

Буровая установка — это комплекс буровых машин, механизмов и оборудования, смонтированный на точке бурения и обеспечивающий с помощью бурового инструмента самостоятельное выполнение технологических операций по строительству скважин.

Буровое долото — основной элемент бурового инструмента для механического разрушения горной породы в процессе бурения скважины.

Для модернизации бурового долота были созданы трехмерные модели и чертежи бурового долота с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Возможности САПР (системы автоматизированного проектирования) создавать чертежи всех видов изделий по их пространственным геометрическим моделям [1, 2] значительно ускоряют процесс конструирования и улучшают качество оформления конструкторской документации. Преимущества 3D‑методов перед 2D наглядно продемонстрированы при создании объемных моделей [3, 4, 5, 6, 7], выполненных в системе Autodesk Inventor.

Рассмотрим модернизацию бурового долота на примере шарошечного долота (рис. 1). Шарошечные долота — это породоразрушающий инструмент, применяющийся при бурении практически всех видов пород в самых разных условиях. Именно поэтому в настоящее время на шарошечные долота приходится около 90 % объема бурения нефтяных и газовых скважин как в России, так и за рубежом. Несмотря на то что шарошечное долото было изобретено в начале XX в., исследования по изучению процесса разрушения забоя шарошечными долотами, а также по совершенствованию их конструкции проводятся и в настоящее время. Диаметр шарошечного долота классической буровой установки составляет 30–50 см.

Для осуществления вышеуказанной модернизации необходимо предусмотреть возможность закачки и откачки буровой жидкости через долото (рис. 2). Для этого предусмотрим в каждом из трех шаров долота канавку, в которой будет передвигаться подвеска хвостовика. Хвостовик для цементирования имеет диаметр 15–30 см. Хвостовик для работы с буровым раствором предполагаем диаметром 8–10 см. Таким образом, канавка должна быть на 4 см больше в диаметре, чем сам хвостовик, т. к. необходимо пространство для раскрытия лепестков подвески хвостовика. Получается, что каждая канавка в буровом долоте должна иметь диаметр 12–14 см. В верхней части долота, на стыке с буровой трубой, предусмотрим утолщение для свободного хода и извлечения хвостовиков. Стоит отметить, что данное утолщение способствует состыковке долота по канавкам с остальной частью буровой колонны, т. к. буровой раствор должен циркулировать насквозь по всей буровой колонне: от пола буровой установки до долота.

Для Цитирования:
Корягина О. М., Эрастова Е. С., Скворцова О. М., Создание 3D-модели бурового долота в установке нового типа. Главный механик. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: