Сегодня ряд российских университетов входят в международные рейтинги вузов и занимают там достаточно высокие и устойчивые позиции. Однако таких вузов все-таки единицы — это Московский государственный университет, Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Физико-технический университет в Долгопрудном и ряд других. Они и числятся в таких рейтингах, как Тimes Higher Education, Quacquarelli Symonds (QS) и Academic Ranking of World Universities (ARWU).
Конечно, методики проведения рейтингования, особенно зарубежные, могут быть специфическими и не учитывать сильных сторон отечественного образования. В то же время они могут включать показатели, новые в российской научной и образовательной среде, а потому невысокие. Среди подобных показателей — наукометрические, и прежде всего связанные с международной публикационной активностью, отражаемой индексами Scopus и Web of Science. Как правило, «большинство методик оценки используют аккумулированные исследовательской группой данные из достаточно широкого круга открытых источников информации: материалы сайтов как самих вузов, так и государственных органов образования и других организаций, данные национальной и международной наукометрии, а также сведения, полученные в ходе прямого анкетирования вузов» [3]. Исследователи отмечают: несмотря на то что «оценка используемых в рейтингах критериев и методик расчета показателей в большинстве случаев осуществляется с привлечением ведущих мировых экспертов» для «самих компаний, проводящих такие исследования и составление рейтингов, подобный подход является весьма сложным, требующим значительных затрат трудовых и материальных ресурсов. При этом методологическими проблемами остаются разработка форматов взаимодействия с оцениваемыми вузами и выбор методов верификации полученных от них данных, а также необходимость упрощения процесса получения и обработки остальной информации, задействованной в исследованиях, обеспечения ее актуальности и достоверности» [3]. При этом, несмотря на бесспорность стратегической значимости «миссии рассматриваемых мировых и российских рейтингов», «применение используемой в них методологии для оценки инновационной среды на уровне отдельных вузов или групп вузов (например, в регионе), по мнению авторов, весьма затруднительно и неэффективно. Это связано с достаточно низким весом инновационной составляющей рассмотренных рейтингов, а также с невозможностью детализации рейтинговых оценок и выявления индикаторов потенциальных возможностей развития инновационной среды конкретных университетов» [3].