По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.4

Современный университет: постмодернистские изыски или классика

А.В. Брагин доктор философских наук, профессор, Институт гуманитарных наук, Ивановский государственный университет

Автор рассматривает переход человечества в новое качество, характеризующий актуальное состояние общества и сопровождающийся генерацией новых организационных форм. Отмечено, что именно сфера образования (в том числе высшего) во многом обусловливает наше общее будущее. Зафиксировано, что существенным фактором образовательной (само)организации оказывается «цель» предлагаемой формы — итог целеполагания «на выходе». Показано в этом контексте, что трансгуманизм предлагает ориентацию на «искусственное», а классика тяготеет к «естественному», имманентному Человеку и человеческому обществу. Сделан вывод, что альтернативой естественному разуму является вовсе не искусственный интеллект, а самоликвидация современного человечества в связи со сходом с траектории ноосферного развития.

Литература:

1. Аристотель. Физика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1981. Т. 3.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула: Тульский полиграфист, 2013.

4. Брагин А.В. Университетское образование: классика и традиционализм или постмодернистские инновации // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. Вып. 2.

5. Брагин А.В. Цивилизация Постмодерна: Мир есть Война? // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. Вып. 4.

6. Волков В.Н. Постмодерн и его интерпретации. М.: Издательские решения, 2017.

7. Крамченко Е. Ректор МГУ приехал в ВГУ: в Воронеже Виктор Садовничий подверг критике «болонскую систему» образования [Электронный ресурс]. URL: https:// gorcom36.ru/content/rektormgu-priekhal-v-vgu-v-voronezhe-viktor sadovnichiy-podvergkritike-bolonskuyusistemu-obrazova.

8. Краткая справка о Болонском процессе [Электронный ресурс]. URL: http:// sinncom.ru/content/bolonia/index.htm.

9. Мак-ЛюэнМ. Галактика Гуттенберга. Киев: Ника-Центр, 2004.

10. Миронов В. В. Болонский процесс и национальная система образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 2-1.

11. Образование 2030: заседание рабочей группа проекта. URL: https:// www. youtube.com/watch?v=VEpYm3J2u3k.

12. Сабельникова Е. О проекте «Образование-2030» [Электронный ресурс]. URL: https://globalcentre.hse.ru/ nletter10.1.

13. Самитова А. «Цифровой переворот» Грефа: Русское образование решено добить за 10 лет [Электронный ресурс]. URL: https://tsargrad.tv/articles/cifrovojperevorotgrefa-russkoe-obrazovanieresheno-dobit-za-10-let_291563.

14. Самосонов А. Зачем убивают русскую школу? [Электронный ресурс] URL: https://topwar.ru/178462-zachem-ubivajut-russkuju-shkolu.html?utm_ referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com.

15. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления: Проект. Москва-2016 [Электронный ресурс] URL: https: zdamsam.ru/ b27545.html.

16. Шлейермахер Ф. Нечаянные мысли о духе немецких университетов (с приложением об одном из них — недавно учрежденном). М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018.

«Камо грядеши…»

(Иоан.13:33-36)

Простые крестьяне — прекрасные люди, и прекрасные люди — философы. Но все зло от полуобразованности.

М. Монтень

Сегодня в условиях кризиса системы образования (см., например: [15]), проблема выбора траектории ее развития, а значит и перспектив человечества, одна из самых актуальных, ибо эта траектория определит будущее. Попытаемся как можно яснее представить ее на общетеоретическом, философском уровне и конкретно-локальном (например, регионального российского вуза), прикладном.

В ограниченной вселенной, а наша Вселенная имеет границы, не может быть бесконечности организационных форм, наличествует лишь более или менее обширный объем возможностей (обусловленный субстратом и условиями), отсюда и проявляющийся изоморфизм. Лучшее не значит новейшее, а значит, оптимально соответствующее условиям, целям в данных условиях. Это касается всего мироздания и организации человеческого общества, в частности (формы организации власти, например, за все время существования человечества — монархия или республика, при исторической и культурной специфике этих форм у конкретных народов). Также обстоит дело и с организационными формами образования. Школа и вуз — две основные формы, причем если говорить о вузе, то его истоки в Академии Платона и Лицее Аристотеля, а классическая форма — университет в Европе XIX века, «классическая» — это значит эталонная, гармонично-совершенная. Другое дело, что условия достижения оптимума (к чему стремится все в природе) зависит от условий, а они меняются (хотя опять же — «нет ничего нового под луной», как говорил Экклезиаст).

После революции 1917 года в России большевики первоначально пытались порвать со всеми старыми формами организации общественной жизни. Однако ничего нового они не изобрели и вернулись к классическим формам организации. Для советской школы и вуза именно классические формы стали образцом и обусловили успехи превращения России в индустриальную сверхдержаву, победившую во Второй мировой войне и первой приступившую к освоению космоса. Причем воспроизведение классических форм означает не слепое их копирование, а творческую адаптацию к изменившимся условиям (при сохранении основных параметров — качества формы и содержания).

Для Цитирования:
А.В. Брагин, Современный университет: постмодернистские изыски или классика. Юрист ВУЗа. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: