Стесненные условия помещения, в котором производится реконструкция, не позволяют увеличить численность монтажного персонала для сокращения сроков. В результате реконструкция инженерных систем (например, простого ИТП или технологической обвязки) может занять несколько месяцев при классическом способе монтажа.
Можно ли существенно сократить сроки остановки функционирования? Для этого необходимо перенести большую часть трудоемкости до момента начала демонтажа. Есть два варианта работы при такой постановке вопроса.
Первый – спроектировать новую систему в блочном варианте, изготовить на производстве. При этом имеется возможность разбить блок на системы и производить демонтаж и монтаж посистемно. Но, как правило, габариты помещения, проемы и общая логистика на стройплощадке не позволяют использовать такой вариант.
Второй вариант, произвести в цеховых условиях трубные элементы обвязки систем, а на площадке после демонтажа произвести сборку «конструктора» из трубных элементов, арматуры и оборудования. Как правило, от 50 до 80 % трудоемкости можно реализовать в цеховых условиях.
Но не все так просто. Чтобы сделать точную деталировку, необходимо иметь проект системы. Нет, не РД, а полноценный конструкторский монтажный проект – точную 3D-модель системы. По нашему опыту не было примеров, чтобы в РД была заложена точная 3D. Это связано с тем, что проектировщик закладывает скорее общие конструкторские решения, не имея времени на отрисовку точных моделей фитингов, арматуры, оборудования. Кроме этого, требования к составу оборудования в части брендов (производителей) может меняться уже у заказчика.
Сделать полноценные конструкторские чертежи при этом невозможно. Поэтому только точная отрисовка, с применением именно заложенных проектом моделей арматуры, оборудования, фитингов позволяет получить деталировочные чертежи трубопроводов. При этом конструктор должен иметь полноценную базу таких элементов.
При раздеталировке полученной 3D-модели важно заложить в чертежи такие конструкторские решения и допуски, которые обеспечат технологичность или «собираемость» системы на объекте. По сути это уже машиностроительные чертежи.