По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современный российский праздник как фактор формирования нравственных ценностей

Серебрянная Вероника Ивановна студентка АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5., E-mail: yesveronika@mail.ru

В статье осуществляется функциональный анализ таких современных российских праздников, как Международный женский день, День семьи, любви и верности, День святого Валентина, и анализируется роль праздничной культуры в формировании нравственных ценностей.

Литература:

1. Добрынина Е. Половина россиян не будет отмечать День святого Валентина // Российская газета, 14.02.2012. — URL: http://www.wciom.com/ (дата обращения: 15.06.2015).

2. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. — М.: Наука, 1978. — 392 с.

3. Тарновский К.Ю. Любовь: к вопросу о сущности явления // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». Научный рецензируемый журнал. — 2010. — № 8 (79). — Вып. 12. — С. 210–217.

В постиндустриальной социокультурной ситуации, характеризующейся развитием технологий, в том числе информационных, наблюдаются кризис гуманистических традиций, отчуждение людей друг от друга и от природы. В современной России идеологические трансформации, сопровождаемые актуализацией либеральных ценностей, еще больше осложняют ситуацию. В чем это проявляется? В деградации института семьи, связанной с изменением гендерных стереотипов, занятостью родителей и, как следствие, ростом количества разводов, детей, рожденных вне брака, и т.д.; в кризисе идентификации, рождающем непонимание человеком своей роли в семье и обществе; в проблемах коммуникации, обусловленных развитием информационных технологий, увеличивающих количество контактов, но оставляющих их при этом поверхностными и формальными; в проблемах выстраивания системы приоритетов, в которой такая ценность, как любовь, рационализируется и становится утилитарной; в распространении девиантных форм поведения; в постоянных реформах школьного образования, ослабляющих воспитательную, ценностно-ориентирующую и социализационную функции; в актуализации либеральных ценностей, заменяющих традиционные для русской культуры коллективные ценности на индивидуальные; в формализации религиозного сознания, в рамках которого соблюдение добродетелей становится менее важным, чем соблюдение обрядов.

Все это приводит к тому, что у человека постиндустриальной эпохи происходит переоценка ценностей, в том числе таких, как любовь к ближнему, отношение к семье, к природе. В этой сложной ситуации фактором формирования духовных ценностей должна стать в том числе праздничная культура. Важнейшая ценность любого общества — любовь: к Родине, к родителям, к детям, к труду и т.д. Понятие «любовь» — широкое и сложное. В последние десятилетия в общественном сознании происходит ценностная подмена нравственного содержания этого понятия: в сознании многих смыслом любви становится удовлетворение чувственных потребностей и собственных эгоистических интересов. Это идет вразрез с традиционными семейными ценностями русской культуры. Таким образом, в этой статье мы сосредоточимся на анализе влияния праздничной культуры именно на семейные ценности.

Для Цитирования:
Серебрянная Вероника Ивановна, Современный российский праздник как фактор формирования нравственных ценностей. Ученый совет. 2015;11-12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: