По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.563 DOI:10.33920/pro-01-2411-01

Современный подход к управлению качеством в условиях цифровой трансформации предприятия

Ташкинов А.Г. начальник Координационно-методического центра внедрения цифровой экономики, УИТ АО «Пермский завод «Машиностроитель», кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления промышленным производством, ФГБАУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: alekss.perm@gmail.com

В статье проведен обзор развития различных подходов, возникших в процессе совершенствования концепции управления качеством. Представлен подход к управлению качеством на предприятии в условиях цифровой трансформации. Описана схема работы цифрового терминала контроля и управления качеством при цифровизации процессов. При внедрении рассмотренной концепции предприятие получает системный подход, основанный на цикле непрерывного улучшения, а также подготовку предприятия к возможным структурным изменениям.

Литература:

1. Деминг Э. Менеджмент нового времени. Простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Э. Деминг «Альпина Диджитал», 1994

2. Eriksson, H. Outcome of quality management practices: Differences among public and private, manufacturing and service, SME and large organisations // International Journal of Quality & Reliability Management. — 2016. — № 33(9). — С. 1394–1405.

3. Dale, B.G., van der Wiele, T. and van Iwaarden, J. (2007). Managing Quality. Blackwell Publishers.

4. Лапидус, В.А. МногоЛИКая ценность качества / Лапидус В.А., Серов М.Е., Тюленева Г.А. // Методы менеджмента качества. — 2017. — № 11. — С. 51–57.

5. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».

6. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», (утв. Правительством РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р).

7. Зинчик Н.С. Бережливое производство: учебник / Н.С. Зинчик, О.В. Кадырова, Ю.И. Ростова, А.Г. Бездудная; под общ. ред. А.Г. Бездудной. — Москва: КНОРУС, 2023. — 204 с.

8. Ташкинов А.Г. Повышение операционной эффективности АО «Пермский завод «Машиностроитель» при реализации проектов цифровой трансформации предприятия / А.Г. Ташкинов // Управление качеством. — 2024. — № 7.— С. 21–29.

9. Государственная комплексная программа развития машиностроительного комплекса России на период до 2025 года.

10. «iBecom», в организации, системы, технологии: Интернет-ресурс: https:// www.cnews.ru/book/iBecom/ (дата доступа 07.07.2024)

1. Deming EH. Menedzhment novogo vremeni. Prostye mekhanizmy, vedushchie k rostu, innovaciyam i dominirovaniyu na rynke / EH. Deming «Al'pina DidzhitaL», 1994

2. Eriksson, H. (2016). Outcome of quality management practices: Differences among public and private, manufacturing and service, SME and large organizations. International Journal of Quality & Reliability Management, Issue 33(9). — Pp. 1394–1405.

3. Dale, B.G., van der Wiele, T. and van Iwaarden, J. (2007). Managing Quality. Blackwell Publishers.

4. Lapidus, V.A. MnogOLIKaya cennost' kachestva / V.A. Lapidus, M.E. Serov, G.A. Tyuleneva // Metody menedzhmenta kachestva. — 2017. — № 11. — P. 51–57.

5. Ukaz Prezidenta RF 9.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017–2030 godY».

6. Programma «Cifrovaya ehkonomika Rossijskoj FederaciI», ut. Pravitel'stva RF (28.07.2017 g. № 1632-r).

7. Zinchik N.S. Berezhlivoe proizvodstvo: uchebnik / N.S. Zinchik, O.V. Kadyrova, YU.I. Rostova, A.G. Bezdudnaya; pod obshch. red. A.G. Bezdudnoj. — Moskva: KNORUS, 2023. — 204 s.

8. Tashkinov A.G. Increasing the operational efficiency of Perm Plant Mashinostroitel JSC during the implementation of enterprise digital transformation projects / A.G. Tashkinov // Quality Management. — 2024. — No. 7. — Pp. 21–29.

9. Gosudarstvennaya kompleksnaya programma razvitiya mashinostroitel'nogo kompleksa Rossii na period do 2025 g.

10. “iBecom”, v organizacii, sistemy, tekhnologii https://www.cnews.ru/book/iBecom (07.07.2024)

Современные подходы к управлению качеством в условиях цифровой трансформации требуют от предприятий необходимой автоматизации, цифровизации процессов, модернизации и реализации инноваций. В этой связи перед предприятиями поставлена задача поддержания и развития необходимого технологического уровня страны на опережающем принципе ее обеспечения и ускоренной разработки, внедрения наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Безусловно, машиностроение в современных условиях призвано играть одну из ключевых ролей в структуре развития экономики страны и ее цифровизации. Сегодня перед нами стоит задача обеспечения высокого технологического уровня, качества и конкурентоспособности продукции машиностроения и, в первую очередь, оборонной продукции путем использования ее конкурентных преимуществ и внедрения цифровых технологий.

Теоретические аспекты развития концепции управление качеством

Системы менеджмента качества возникли в результате различных исторических событий. Именно после окончания Второй промышленной революции и в начале Первой мировой войны компании начали проводить первые процессы проверки и исправления ошибок в своем производстве с целью проверки того, было ли оно выполнено в соответствии с спецификацией, установленной перед началом производства. Впоследствии, начиная с 1950 г., в США возникла система обеспечения качества, мотивированная необходимостью производства военной продукции по спецификациям стран-покупателей.

Как известно, многие исследователи данного вопроса в научной литературе рассматривают четыре этапа эволюции деятельности по управлению качеством [1, 2, 3, 4].

- 1-й этап. Качество через проверку. Он был создан во время промышленной революции и рассматривает управление качеством в его исходном состоянии. Он заключался в установлении стандартов и проверке их соблюдения в конце производственного процесса.

- 2-й этап. Статистический контроль качества. Инициатором этого этапа был Шухарт, который применил статистические методы, получившие название «статистический контроль процессов». Для этого автора управление качеством заключалось в «уменьшении изменчивости процессов». Другие авторы, например Исикава (1980), считают, что процесс контроля качества представляет собой «систему методов экономически эффективного предоставления товаров или услуг, качество которых соответствует требованиям покупателя». Точно так же Деминг (1986) показал, что это циклический процесс, включающий четыре аспекта [1]:

Для Цитирования:
Ташкинов А.Г., Современный подход к управлению качеством в условиях цифровой трансформации предприятия. Управление качеством. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: