Раку щитовидной железы (ЩЖ) в настоящее время отводят первое место среди всех злокачественных новообразований по темпу роста заболеваемости – более 5 % в год [5, 60, 104]. В европейских странах заболеваемость составляет 0,8–9,4 случая на 100 000 населения в год у женщин и 0,6– 2,6 случая у мужчин. При этом, по данным аутопсий, частота не выявленных при жизни микрокарцином ЩЖ составляет в популяции от 12 до 43,5 % [5, 7]. На долю папиллярного рака ЩЖ приходится 80–85 % всех случаев, фолликулярный рак диагностируется у 10–15 %, медулярный рак – у 5 %, низкодифференцированные формы – у 0,5–3 % пациентов, анапластический рак ЩЖ – у 0,1–1 % заболевших [5]. Наряду с неуклонным ростом числа различных форм рака, отмечается и рост числа доброкачественных опухолей ЩЖ – аденом, сейчас они составляют до 30 % в структуре диагноза «узловой зоб» [5, 7].
Большинство узловых образований щитовидной железы (ЩЖ), в том числе злокачественных, являются бессимптомными и могут быть обнаружены лишь при инструментальном обследовании. Залогом успешного лечения узловых заболеваний щитовидной железы считается их своевременная диагностика и морфологическая верификация с ранним распознаванием узлов опухолевой природы, что особенно трудно при непальпируемых образованиях [9, 55].
«Золотым стандартом» диагностики узловой патологии на сегодняшний день остается УЗИ и цитологическое исследование материала, полученного с помощью тонкоигольной аспирационной пункционной биопсии (ТАПБ) [88]. Цель цитологического исследования при заболеваниях щитовидной железы – это уменьшение количества неоправданных хирургических вмешательств у пациентов с неопухолевыми процессами и выявление больных с опухолями для своевременного оперативного лечения и предотвращения или ранней диагностики злокачественных поражений. Однако данный метод имеет ряд ограничений, связанных с неинформативностью цитологических препаратов и наличием фолликулярных неоплазий [24, 43, 72].
В случаях, когда мазки оказываются неинформативными, рекомендуется повторное проведение ТАПБ. При этом данная манипуляция является оператор-зависимым методом, а ее чувствительность определяет опыт врача-цитолога, методика отбора материала и различные технологии окрашивания. Основным дифференциальным признаком карциномы является инвазия опухолевых клеток в капсулу узла и/или в окружающие сосуды. В результате цитологического исследования выявить абсолютные критерии карциномы не представляется возможным [12, 13, 22, 27].