К наиболее частым побочным эффектам со стороны кожных покровов можно отнести зуд, дерматит, алопецию, ониходистрофию.
Основными преимуществами таргетной терапии онкологических заболеваний являются высокая специфичность, избирательность лекарственного препарата на клетки мишени и минимальное влияние на организм в целом. Таргетные препараты применяют для стабилизации злокачественного процесса и перевода его из стадии активного развития в хроническую, снижения дозы химиопрепаратов или лучевой нагрузки, для предупреждения рецидива рака и подавления роста метастазов, а также в случаях, когда химиотерапия противопоказана. Значительное уменьшение побочных эффектов при лечении онкологических больных дало возможность добиваться эффективности терапии и увеличения продолжительности жизни.
Однако, несмотря на избирательность действия таргетной терапии, побочные явления в виде кожных проявлений достаточно выражены и не всегда дают возможность пройти полноценный курс противоопухолевой терапии. Побочные реакции с поражением кожных покровов могут быть различной степени выраженности, часто причиняют дискомфорт и снижают качество жизни больных, заставляют корректировать дозу препарата и даже прерывать лечение. Поэтому необходимы профилактические мероприятия и своевременная коррекция кожных проявлений, таких как кожный зуд, дерматит, ладонно-подошвенный синдром (ЛПС), ксероз.
Одним из самых тяжелых побочных эффектов противоопухолевой терапии является ладонно-подошвенный синдром (Нand-foot syndrome, пальмарно-плантарная эритродизестезия) [1], который развивается в результате реактивного повреждения тканей кожи ладоней и/или стоп и проявляется в виде эритемы, отека, болевых ощущений, гиперестезий, а в некоторых случаях (тяжелая степень тяжести) — в виде образования пузырных элементов, тотальной десквамации, глубоких трещин на ладонях и подошвах.
Ладонно-подошвенный синдром чаще возникает в первые шесть недель приема препарата [4; 5] и обычно характеризуется 1-й или 2-й степенью тяжести (около 70% случаев). При тяжелой степени ЛПС (приблизительно 20% случаев) может приводить к ограничению ходьбы и других движений, резко ухудшает качество жизни пациентов, снижает их трудоспособность и даже способность к самообслуживанию, в этом случае рекомендуется снижение дозы препарата на фоне активного лечения ладонно-подошвенного синдрома [2].