По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.331

Современные возможности совершенствования силовых агрегатов коммерческих автотранспортных средств

В. А. Грушников канд. техн. наук, ВИНИТИ РАН, г. Москва, Российская Федерация, E-mail: mach04@viniti.ru

Тенденция энергетической, экономической и экологической оптимизации всех отраслей промышленности и видов транспорта не обошла и грузовой подвижной состав большой грузоподъемности и автобусы большой вместимости, являющийся перспективным при наличии отлаженных крупных грузо- и пассажиропотоков современной устойчивой транспортной логистики. Эти автотранспортные средства в перспективных технических реализациях могут и должны оснащаться современными силовыми агрегатами, среди которых не последнее место занимают двигатели на газовом топливе.

Литература:

1. Hofer F., Raser B., Scmidt M., Kabza A. Wassestoffmotor und -Brennstoffzelle im schweren Nutzfahrzeug // MTZ: Motortechnische Zeitschrift. — 2022, Vol. 83, № 2-3. — S. 28-29, 33.

2. Europäische Komission. Ein europäischer Grùner Deal. Online: https:// ec.europa.eu/ info/strategy/priorities-2019-2024/European-green-deal_de, aufgerufen: 2. Dezember 2021. Die Bundesregierung: Ziel der Bundesregierung: https:/www. Bundesregierung.de/breg-de/ themen/klimaschutz/klimaziele-und-sektoren-1669268, aufgerufen. 2. Dezember 2020.

3. Eichlseder H., Klell M., Trattner A. Wasserstoff in der Fahrzeugtechnik. Wiesbaden, Springer Vieweg, 2012.

4. Steinmill J., Pfùtzenreuter L Steuergeräte-, Funktionsentwicklung und Applikation für Wasserstoff-Verbrennungsmotoren // MTZ extra, 2021, Aug. — S. 12, 13, 17.

Целью всех исследователей и разработчиков силовых агрегатов в виде двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобильных транспортных средств (АТС) является достижение минимально возможных на сегодняшний, а лучше завтрашний, день удельных потреблений энергии и выбросов вредных веществ. Среди ряда подобных примеров инновационных решений выделяется разработка водородного ДВС. Поскольку удельная теплота сгорания (удельная теплоемкость) водорода равна 120,9 МДж/ кг (14 270 Дж/кг·К), водородные ДВС и топливные элементы (ТЭ) для тяжелых коммерческих АТС становятся все более востребованными и применяемыми, пока правда, главным образом, в экспериментальных реализациях [1]. Для сравнения, этот энергетический показатель у метанола составляет 19,9 МДж/кг, у каменного угля — 29,3 МДж/кг, у метана — 35,5 МДж/ кг (2483 Дж/кг·К), у дизтоплива — 42,6 МДж/кг (2010 Дж/кг·К) и у бензина — 44,5 МДж/кг 2090 Дж/кг·К),

Так, например, исследовательский институт AVL со штаб-квартирой в австрийском Граце совместно с Центром исследований солнечной энергетики и водородного топлива (ZSW) в немецком Баден-Вюртемберге в рамках совместного изыскательского проекта интенсивно осуществляют разработку водородного ДВС. Он предназначен для использования на тяжелых грузовых и вместительных пассажирских коммерческих АТС. Целью проектной разработки является повышение потенциала эффективности водородного ДВС на шасси с более 16 т грузоподъемности и с годовым пробегом около 116000 км как с распределенной, так и с непосредственной схемой впрыска водорода для прямого привода коммерческого автомобиля с существующей стандартной трансмиссией.

Компания AVL использовала 12,8-литровый ДВС, работающий на природном газе, в качестве основы для разработки и установила своей целью достижение мощности на уровне 350 кВт. Реализацией водородного ДВС преследуется стремление снизить выбросы CO2 и обеспечить высокий уровень надежности поршневой машины в виде ДВС с повышенной тепловой нагрузкой его компонентов. По данным AVL, тяжелые коммерческие автомобили с полезной нагрузкой более 3,5 т ответственны за 240 млн т выбросов CO2 в Евросоюзе в 2019 году. Эта невероятная, казалось бы, масса выбросов парниковых газов соответствует примерно четверти всех выбросов CO2 , связанных с дорожным движением, в Евросоюзе.

Для Цитирования:
В. А. Грушников, Современные возможности совершенствования силовых агрегатов коммерческих автотранспортных средств. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: