Цифровые интеллектуальные технологии диагностирования, активно внедряемые передовыми зарубежными производителями сельскохозяйственной техники, помогают повышать качество послепродажного технического обслуживания: информация об использовании продукции клиентами собирается через систему датчиков и анализируется в автоматическом режиме [9–24]. Современные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) оснащены множеством датчиков, обеспечивающих непрерывное считывание параметров работы ДВС.
Объектом исследования выбран трактор John Deere 7830, принадлежащий к классу универсально-пропашных машин. Трактор предназначен для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями, а также для выполнения транспортных работ, в растениеводстве, животноводстве и садоводстве.
Выпускается машина на заводе John Deere, который располагается в штате Айова, в Ватерлоо.
Трактор John Deere 7830 оснащен цифровыми интеллектуальными системами, обеспечивающими высокую эффективность машины при выполнении работ. Одним из таких решений является система IPM, отвечающая за работу двигателя и обеспечивающая управление его мощностью. Двигатель сам подбирает требуемую мощность в зависимости от степени нагрузок, благодаря чему повышается экономия топлива [1].
Трактор данной модели оснащается дизельной шестицилиндровой силовой установкой John Deere PowerTech Plus. Управление данным агрегатом осуществляется посредством электронного блока управления (далее — ЭБУ), включающего в себя систему управления двигателем.
В стандартной КПП John Deere PowerQuad PLUS переключение передач осуществляется полуавтоматически. Главной особенностью данной КПП является то, что о подборе оптимальной передачи оператору не придется заботиться, так как если оператор выбрал определенный диапазон, то машина будет автоматически подстраиваться под скорость движения, способствуя оптимизации оборотов коленчатого вала двигателя.
Следует отметить, что бортовой компьютер трактора обладает диагностической функцией [2]. В ЭБУ реализуется сравнение сигналов, вырабатываемых датчиками и поступающих на исполнительные устройства, со штатными значениями этих сигналов, которые хранятся в постоянной памяти ЭБУ. Обнаруженные неисправности и соответствующие им режимные параметры вводятся в память контроллера. Электронная контрольноизмерительная панель, расположенная в кабине трактора, соединена с блоком управления двигателем John Deere. Это позволяет оператору осуществлять мониторинг характеристик двигателя, а также диагностировать любые проблемы, возникающие во время работы.