Оплата труда является важнейшим инструментом как регулирования социально-трудовых отношений на макроэкономическом уровне, так и управления персоналом конкретной организации. Такой широкий диапазон применения делает проблемы оплаты труда, в том числе в области ее организации, ключевыми с точки зрения управления экономическими системами практически всех уровней, независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности. При этом изменения методических подходов к организации оплаты труда происходят постоянно, находясь в центре внимания всех субъектов рынка труда: государства как регулятора социально-трудовых отношений, государства как одного из самых мощных работодателей (в реалиях современной России), работодателей частного сектора, наемных работников и профессиональных союзов, призванных отстаивать интересы наемных работников в агрессивной бизнес-среде.
Ключевым моментом, побуждающим государство как регулятора социальнотрудовых отношений вносить изменения в методические подходы к организации оплаты труда, становятся различного рода трансформации социально-экономической системы общества, влияющие на состояние национального рынка труда. В первую очередь, внимание государства должно быть направлено на состояние и уровень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы как в количественном, так и в качественном аспектах. Именно заработная плата, ее величина и структура, дифференциация по различным признакам продолжает оставаться основным инструментом достижения сбалансированного функционирования рынков труда всех уровней, а также важным элементом механизма перераспределения и оптимизации спроса и предложения рабочей силы между регионами страны. Следует отметить, что для осуществления изменения в методические подходы к организации оплаты труда государство традиционно использует такие методы, как установление минимальной заработной платы для наемных работников (независимо от того, в организациях каких форм собственности протекает их трудовая деятельность); регулирование нормативной продолжительности рабочего времени (при соблюдении которой наемный работник может претендовать на заработную плату не ниже минимальной); введение различных доплат и надбавок к заработной плате работающих на определенных территориях. Детальную регламентацию оплаты труда работников бюджетных организаций и организаций, находящихся в собственности государства, последнее определяет как одно из самых мощных работодателей на российском рынке труда.