По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 620.2(063) DOI:10.33920/igt-01-2503-08

Современные тенденции реализации маркировки молочной продукции

Т.Д. Муранова ННГУ им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются вопросы определения тенденций в последовательности реализации выполненных этапов маркировки молочной продукции. К таковым тенденциям автором отнесены планомерность перехода от добровольных действий к обязательным элементам, повышение ответственности производителей по качеству выпускаемой продукции, шаблонность действий по осуществлению маркировки, правовое регулирование процесса маркировки.

Литература:

1. Актуальные проблемы экономико-правового регулирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / М.С. Алдабаева, Д.М. Рассадин, М.А. Савкина, Ю.О. Плехова // Экономика и предпринимательство. — 2019. — № 7(108). — С. 765–769.

2. Макарова С.Д., Климова Е.З. Экономика замкнутого цикла и ее возможности в условиях модернизации социально-экономических систем / С.Д. Макарова, Е.З. Климова // Обеспечение экономической безопасности пространственного и социально-экономического развития при формировании эколого-ориентированной инновационной экономики: материалы XXVI Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 21–23 сентября 2022 года / ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления». — Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2022. — С. 138–140.

3. Муранова Т.Д. Развитие технологий управления на основе системы планирования проектов предприятия / Т.Д. Муранова // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов научно-практической и учебной конференции, Санкт-Петербург, 04–06 июня 2019 года. Том Часть 3. — Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2019. — С. 335–338.

4. Перцева Л.Н., Софьин Н.А. Эко-инновации как движущая сила бизнеса в условиях эколого-ориентированной инновационной экономики / Л.Н. Перцева, Н.А. Софьин // Обеспечение экономической безопасности пространственного и социально-экономического развития при формировании эколого-ориентированной инновационной экономики: материалы XXVI Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 21–23 сентября 2022 года / ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления». — Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2022. — С. 157–159.

5. Трифонов Ю.В. и др. Формирование и реализация стратегий функционирования и развития экономических систем / Ю.В. Трифонов, Ю.С. Ширяева, Л.Н. Перцева // Экономика, предпринимательство и право. — 2020. — Т. 10, № 4. — С. 933–944.

6. Управление производством и сбытом молока в сельскохозяйственной организации / Т.Ю. Будекова, Ю.О. Плехова, Д.М. Рассадин, А.А. Серов // Влияние цифровой экономики на развитие аграрного сектора России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых, Нижний Новгород, 26–27 июня 2018 года. — Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия», 2018. — С. 45–49.

7. Цветкова И. Ю. и др. Особенности поведения потребителей в условиях цифровизации экономики / И.Ю. Цветкова, М.А. Цветков, Т.Д. Муранова // Вестник СамГУПС. — 2022. — № 3 (57). — С. 21–27.

8. Чкалова О.В., Муранова Т.Д. Новые модели логистических бизнес-процессов в цепях поставок / О.В. Чкалова, Т.Д. Муранова // Вестник СамГУПС. — 2017. — № 3 (37). — С. 75–78.

1. Aktual’nye problemy jekonomiko-pravovogo regulirovanija malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossijskoj Federacii / M. S. Aldabaeva, D. M. Rassadin, M. A. Savkina, Ju. O. Plehova // Jekonomika i predprinimatel’stvo. — 2019. — № 7(108). — S. 765–769.

2. Makarova S.D., Klimova E.Z. Jekonomika zamknutogo cikla i ee vozmozhnosti v uslovijah modernizacii social’no-jekonomicheskih sistem / S.D. Makarova, E.Z. Klimova // Obespechenie jekonomicheskoj bezopasnosti prostranstvennogo i social’no-jekonomicheskogo razvitija pri formirovanii jekologo-orientirovannoj innovacionnoj jekonomiki: materialy XXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ulan-Udje, 21–23 sentjabrja 2022 goda / FGBOU VO «Vostochno-Sibirskij gosudarstvennyj universitet tehnologij i upravlenija». — Ulan-Udje: Vostochno-Sibirskij gosudarstvennyj universitet tehnologij i upravlenija, 2022. — S. 138–140.

3. Muranova T.D. Razvitie tehnologij upravlenija na osnove sistemy planirovanija proektov predprijatija // Fundamental’nye i prikladnye issledovanija v oblasti upravlenija, jekonomiki i torgovli: Sbornik trudov nauchno-prakticheskoj i uchebnoj konferencii, Sankt-Peterburg, 04–06 ijunja 2019 goda. Tom Chast’ 3. — Sankt-Peterburg: Federal’noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego obrazovanija «Sankt-Peterburgskij politehnicheskij universitet Petra Velikogo», 2019. — S. 335–338.

4. Perceva L.N., Sof’in N.A. Jeko-innovacii kak dvizhushhaja sila biznesa v uslovijah jekologo-orientirovannoj innovacionnoj jekonomiki / L.N. Perceva, N.A. Sof’in // Obespechenie jekonomicheskoj bezopasnosti prostranstvennogo i social’no-jekonomicheskogo razvitija pri formirovanii jekologo-orientirovannoj innovacionnoj jekonomiki: materialy XXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ulan-Udje, 21–23 sentjabrja 2022 goda / FGBOU VO «Vostochno-Sibirskij gosudarstvennyj universitet tehnologij i upravlenija». — Ulan-Udje: Vostochno-Sibirskij gosudarstvennyj universitet tehnologij i upravlenija, 2022. — S. 157–159.

5. Trifonov Ju.V. i dr. Formirovanie i realizacija strategij funkcionirovanija i razvitija jekonomicheskih sistem / Ju.V. Trifonov, Ju.S. Shirjaeva, L.N. Perceva // Jekonomika, predprinimatel’stvo i pravo. — 2020. — T. 10, № 4. — S. 933–944.

6. Upravlenie proizvodstvom i sbytom moloka v sel’skohozjajstvennoj organizacii / T.Ju. Budekova, Ju.O. Plehova, D.M. Rassadin, A.A. Serov // Vlijanie cifrovoj jekonomiki na razvitie agrarnogo sektora Rossii: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem studentov i molodyh uchenyh, Nizhnij Novgorod, 26–27 ijunja 2018 goda. — Nizhnij Novgorod: Federal’noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego professional’nogo obrazovanija «Nizhegorodskaja gosudarstvennaja sel’skohozjajstvennaja akademija», 2018. — S. 45–49.

7. Cvetkova I.Ju., Cvetkov M.A., Muranova T.D. Osobennosti povedenija potrebitelej v uslovijah cifrovizacii jekonomiki / I.Ju. Cvetkova, M.A. Cvetkov, T.D. Muranova // Vestnik SamGUPS. — 2022. — № 3(57). — S. 21–27.

8. Chkalova O.V., Muranova T.D. Novye modeli logisticheskih biznes-processov v cepjah postavok / O.V. Chkalova, T. D. Muranova // Vestnik SamGUPS. — 2017. — № 3(37). — S. 75–78.

На современном этапе с учетом становления и развития цифровых экономических систем [5] необходимо на постоянной основе отслеживать текущие тренды, угрозы и преимущества в области предпринимательства [1]. В условиях модернизации социально-экономических систем [2] это позволит быстро реагировать на изменения в поведении потребителей [7] и повышать качество выпускаемой продукции.

С этой целью с 2021 года поэтапно внедряется маркировка молочной продукции, начиная со старта в январе 2021 года в виде добровольной маркировки. Сейчас в 2024 году можно уже подвести промежуточные итоги реализации данной программы повышения качества молочной продукции и отметить основные ее тенденции. Главным вектором в реализации маркировки стала планомерность перехода от добровольных действий к обязательным элементам. Еще до появления требований, в 2018 году с помощью системы «Меркурий» стали отслеживать движение товаров животного происхождения [6], но это позволяло лишь отслеживать сырье, а современные требования по маркировке молочной продукции позволяют отслеживать готовую продукцию и следить за ее качеством от производителя до конечного потребителя на всех этапах цепей поставок [8]. Всё это способствует повышению ответственности производителей, которые в свою очередь отправляют своих сотрудников на обучение для работы с маркированным товаром и системой «Честный знак». Данные проектные работы становятся частью системы управления предприятий-изготовителей [3]. Кроме этого, для работы в системе электронного документооборота подбирается подходящий оператор с учетом его репутации, безопасности и функциональности.

В качестве следующей тенденции можно отметить шаблонность действий по осуществлению маркировки молочной продукции. Так, после обучения сотрудников и подбора оператора необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и приобрести электронную подпись. Далее происходит регистрация на сайте системы маркировки и подключается организация к выбранной системе электронного документооборота. После маркировки молочной продукции у производителя она передается дистрибьютору, а кодировка идет через систему электронного документооборота. От дистрибьютора продукция поступает в розничное предприятие, далее — в государственное учреждение или предприятие общественного питания (кодировка также через систему электронного документооборота). Информация о смене владельца отправляется в систему «Честный знак». Также необходимый пункт в реализации маркировки — это вывод из оборота. В большинстве случаев это осуществляется через кассу, автоматически, но при закупке для нужд предприятий общественного питания существует другой механизм. Предприятие общественного питания должно сообщить проверяющим государственным органам через свой личный кабинет информацию о выводе продукции из оборота в течение трех дней.

Для Цитирования:
Т.Д. Муранова, Современные тенденции реализации маркировки молочной продукции. Товаровед продовольственных товаров. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: