Средства массовой информации с пугающей регулярностью сообщают о происшествиях, связанных с питанием школьников. Последняя информация прозвучала 10 ноября с.г. Радио сообщало о массовом отравлении (в больницу попало более 50 детей) в одном из городов Краснодарского края. И такие «новости» сотрясают информационное пространство не первый год. Давайте задумаемся почему? Почему в наших школьных столовых раз от раза сталкиваемся с подобной проблемой?
Ответ очевиден для любого знакомого с историей вопроса — основная проблема в несоблюдении правил технологического потока и контроля сырья. Пищеблоки в школах были спроектированы в годы Советского Союза и были ориентированы на индустриальный тип питания. Индустриальное это значит доминирование столовых доготовочных над столовыми, работающими на сырье с одновременным строительством и развитием комбинатов школьного питания — основной задачей, которого является подготовка сырья, приготовление полуфабрикатов. Именно с полуфабрикатами — продукцией высокой степени готовки и должны работать школьное столовые в первую очередь. Согласно СНиПам СССР работать на сырье могли только небольшие школы. При большом количестве классов, а значит и учащихся в них, невозможно обеспечить безопасную обработку сырья.
Возможно ли изменить систему сегодня? Теоретически возможно, правда при этом придется перестроить все школы, введенные в эксплуатацию до 2010 года. В них просто не запроектированы отдельные цеха (мясной, овощной, рыбный, отдельно горячий и холодный цех) они просто имеют «кухню» - кухню (горячий цех), на которой нужно готовить из полуфабрикатов, поставляемых комбинатами питания. Полуфабрикат — это продукт, который прошел полный, включая лабораторный, анализ качества сырья приготовлен в стерильных условиях и который за одну максимум две технологические операции может быть доведён до готовности. Например, картофель не может чиститься на кухне он должен прийти очищенным и дальше быть промыт и отварен. Поэтому единственным способом уберечь школьные пищеблоки от различных ЧП является восстановление всей технологической цепочки от комбината до тарелки школьника. Это в современных условиях сложно сделать с учетом особенностей контрактной системы и позиции отдельных руководителей о том, что школа должна самостоятельно решать вопросы питания. Самостоятельно ни одна школа не сможет обеспечить качество питания. Тот кто это утверждает или имеет какой-то свой интерес или просто не владеет вопросом.