По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современные тенденции развития школьного питания

Р.А. Эдварс аспирант ФГБОУ ВО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовуского (Первый казачий университет)

Рассмотрены различные факторы, влияющие на качество организации школьного питания. Показано, что будущее за комбинатами школьного питания. Для организации питания в удаленной от крупных центров школе следует организовать столовую, работающую по полному циклу. Использование в широкой практике комбинатов школьного питания позволит обеспечить питание школьников с высоким уровнем безопасности, соблюдение требования по пищевой ценности и внедрение инновационных технологий социального питания.

Литература:

1. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых вещества для различных групп населения Российской Федерации.

2. ГОСТР52349-2005 Продукты пищевые функциональные.

3. ГОСТ Р 55577-2013 Продукты специализированные и функциональные. Информация об отличиях и эффективности.

3. Лечебное питание современные подходы к стандартизации диет // Под ред. В.А. Тутельяна. — М.: Династия. — 2010. — 299 с.

4. Мглинец А.И. и др.Технология продукции общественного питания. — М.: Троицкий мост. —2010. — 736 с.

5. Дубровский В.И. Валиология — здоровый образ жизни. Особенности питания школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//fi ziolive. ru/htmi/pitanie/dieta/food_scholboys.htm (дата обращения 13.01.2016).

6. Скурихи И.М., Шатериков В.А. Основы рационального питания. — М.: Медицина. — 1989. — 108 с.

7. Материала Всероссийского конкурса лучших проектов региональных/ муниципальных систем организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях. Москва 10,09-22.10.2019. (Организатор АНО СРОИ «Цифровая Фабрика Инноваций»).

Средства массовой информации с пугающей регулярностью сообщают о происшествиях, связанных с питанием школьников. Последняя информация прозвучала 10 ноября с.г. Радио сообщало о массовом отравлении (в больницу попало более 50 детей) в одном из городов Краснодарского края. И такие «новости» сотрясают информационное пространство не первый год. Давайте задумаемся почему? Почему в наших школьных столовых раз от раза сталкиваемся с подобной проблемой?

Ответ очевиден для любого знакомого с историей вопроса — основная проблема в несоблюдении правил технологического потока и контроля сырья. Пищеблоки в школах были спроектированы в годы Советского Союза и были ориентированы на индустриальный тип питания. Индустриальное это значит доминирование столовых доготовочных над столовыми, работающими на сырье с одновременным строительством и развитием комбинатов школьного питания — основной задачей, которого является подготовка сырья, приготовление полуфабрикатов. Именно с полуфабрикатами — продукцией высокой степени готовки и должны работать школьное столовые в первую очередь. Согласно СНиПам СССР работать на сырье могли только небольшие школы. При большом количестве классов, а значит и учащихся в них, невозможно обеспечить безопасную обработку сырья.

Возможно ли изменить систему сегодня? Теоретически возможно, правда при этом придется перестроить все школы, введенные в эксплуатацию до 2010 года. В них просто не запроектированы отдельные цеха (мясной, овощной, рыбный, отдельно горячий и холодный цех) они просто имеют «кухню» - кухню (горячий цех), на которой нужно готовить из полуфабрикатов, поставляемых комбинатами питания. Полуфабрикат — это продукт, который прошел полный, включая лабораторный, анализ качества сырья приготовлен в стерильных условиях и который за одну максимум две технологические операции может быть доведён до готовности. Например, картофель не может чиститься на кухне он должен прийти очищенным и дальше быть промыт и отварен. Поэтому единственным способом уберечь школьные пищеблоки от различных ЧП является восстановление всей технологической цепочки от комбината до тарелки школьника. Это в современных условиях сложно сделать с учетом особенностей контрактной системы и позиции отдельных руководителей о том, что школа должна самостоятельно решать вопросы питания. Самостоятельно ни одна школа не сможет обеспечить качество питания. Тот кто это утверждает или имеет какой-то свой интерес или просто не владеет вопросом.

Для Цитирования:
Р.А. Эдварс, Современные тенденции развития школьного питания. Товаровед продовольственных товаров. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: