Постановка проблемы. Глобализация экономики и интеграционные процессы принуждают российские компании легкой индустрии формировать собственную стратегию с учетом внутренней и внешней среды. В последние годы в легкой промышленности наблюдаются уменьшение объемов производства, моральное и физическое старение технологического оборудования, происходит отток высококвалифицированных кадров. В результате этого значительное количество предприятий отрасли показывает отрицательную динамику (вплоть до полной убыточности) и снижает свою эффективность. Поэтому, учитывая слабую инновационную активность предприятий с низкими финансовыми результатами, необходимо определить направления и стратегию дальнейшего развития для достижения конкурентных преимуществ и роста промышленного потенциала на инновационной основе.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические вопросы стратегии инновационного развития предприятий легкой промышленности исследовались в научных трудах Е.В. Бурденко [1], П.А. Карасева [2], С.А. Комолова [3], М.Н. Левко [4], А.С. Хворостяной [7] и др. Анализ их научных трудов позволяет утверждать о необходимости поиска путей активизации инновационной деятельности и разработки новых стратегий развития.
Цель статьи: систематизация направлений инновационной деятельности и обоснование стратегии инновационного развития на основе установления тенденций развития и инновационных процессов на предприятиях легкой промышленности, а также обобщения отраслевых особенностей их функционирования.
Развитие отечественной легкой промышленности невозможно без внедрения инновационных мероприятий на предприятиях отрасли, охватывающих научно-исследовательскую, производственную, коммерческую и другие сферы деятельности. Ключевое значение при этом отводится инженерно-технологическому уровню, который является определяющим для внедрения инновационных мероприятий.
В условиях влияния глобальных вызовов вопрос разработки стратегии инновационного развития предприятий требует тщательного анализа и определения путей его реализации.