В развитых странах мира сектор услуг является доминирующим сектором экономики. Так, например, в США и Великобритании его удельный вес превышает 80 % (почти 93 % в Гонконге) от общего ВВП. Услуги занимают существенное место в международной торговле. К примеру, в 2018 г. крупнейшим экспортером услуг в мире стали США (828,4 млрд долл.), а всего в мире было экспортировано услуг на 5,8 трлн долл. Причем в условиях намечающейся тенденции к замедлению мировой экономики международная торговля услугами растет намного быстрее, чем торговля товарами. Государства специализируются в торговле услугами так же, как и в торговле товарами. В промышленно развитых странах преобладает экспорт деловых услуг (например, Великобритания специализируется на финансовых и юридических услугах). В странах с большой территорией велика доля транспортных услуг (у России — 34 %). Целый ряд англоязычных стран уделяет особое внимание экспорту образовательных услуг. И это не случайно.
В мировой экономике глобальная индустрия образования, включающая в том числе расходы на национальные системы образования, является второй по величине (после здравоохранения). В 2019 г. суммарный объем расходов на образование по всему миру, по нашим оценкам, превысит 6,1 трлн долл., при этом расходы в сфере высшего образования будут увеличиваться опережающими темпами за счет значительного расширения запроса на подготовку высококвалифицированных кадров в развивающихся странах по мере их индустриализации и увеличения доходов на душу населения. Высокие темпы роста расходов на образование (не менее 20 % в год) обеспечат новые цифровые технологии, которые будут стимулировать рынки электронного обучения.
Одним из крупнейших экспортеров образовательных услуг в мире являются Соединенные Штаты Америки. В 2018 г. иностранные студенты принесли доходы почти в 42 млрд долл. в бюджеты различных уровней США только за счет платы за обучение (косвенные расходы, по некоторым экспертным оценкам, составляют как минимум аналогичную сумму). Поэтому многие страны, включая Россию, стремятся активно развивать данную сферу услуг и выходить на внешние рынки образования.