По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Современные тенденции мирового рынка образовательных услуг

Тетерятников Кирилл Семенович канд. юрид. наук, доктор экономики и менеджмента, советник, АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член правления Вольного экономического общества, академик, Международная академия менеджмента, 107078, г. Москва, пр-т Академика Сахарова д. 9, E-mail: kirill.teteryatnikov@icg-solution.com
Камолов Сергей Георгиевич канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления, факультет государственного управления и политики, МГИМО МИД России, 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76, E-mail: skamolov@yahoo.com
Елисеева Полина Витальевна соискатель, преподаватель кафедры государственного управления, факультет управления и политики, МГИМО МИД России, E-mail: artemovapolinamgimo@gmail.com

Статья посвящена анализу современных тенденций мирового рынка образовательных услуг. Авторы полагают, что в условиях намечающейся тенденции к замедлению мировой экономики международная торговля услугами растет намного быстрее, чем торговля товарами. Особую роль в этой торговле занимает экспорт образовательных услуг. Создание в стране эффективно функционирующей системы экспорта образовательных услуг дает не только возможность пополнить бюджет и повысить престиж отдельного университета и страны в целом, но и улучшить конкурентоспособность экономики страны на мировом уровне. Государственные программы разных стран, нацеленные на продвижение услуг образования на мировом рынке, ставят своей целью популяризацию национальной образовательной системы за рубежом, продвижение национальной культуры и языка, увеличение численности иностранных студентов, попадание национальных университетов в мировые академические рейтинги, увеличение объема прибыли от экспорта образовательных услуг, широкое внедрение цифровых технологий в сферу образования. Все вышеперечисленные тенденции приводят к формированию глобального и региональных рынков образования. Страны стремятся к сближению и стандартизации образовательных программ, систем оценивания образовательных результатов, происходит коммерциализация сферы образования, активно развивается непрерывное образование, в том числе посредством широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий. По этому же пути, на наш взгляд, может двигаться и Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС), одним из ключевых направлений развития интеграции которого должна стать сфера образования. В России принят целый ряд документов стратегического планирования в области экспорта образовательных услуг, однако их неэффективная реализация препятствует укреплению положения России на мировом рынке образовательных услуг.

Литература:

1. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года и план мероприятий по реализации этой стратегии, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р.

2. Паспорт федерального проекта «Экспорт образования» России. Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3.

3. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/DkO XerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 17.12.2019).

4. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5–100) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://5top100.ru (дата обращения: 17.12.2019).

5. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 17.12.2019).

6. План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год (утв. Министерством науки и высшего образования России 08.02.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318476/ (дата обращения: 09.12.2019).

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2012 № 2006-р (ред. от 12.03.2016) «Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137181/ (дата обращения: 17.12.2019).

8. Академический рейтинг университетов мира. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.shanghairanking. com/ARWU2018.html (дата обращения: 18.12.2019).

9. Айдрус И. А., Филиппов В. М. Мировой рынок образовательных услуг: Учеб. пособие. — М.: РУДН, 2008. — С. 5.

10. Балхизова Х. Ю. Мировой рынок образовательных услуг высшей школы // Вестник университета. — 2017. — № 6. — С. 114–118.

11. Доклад «12 решений для нового образования», Центр стратегических разработок и НИУ ВШЭ (апрель 2018 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/ Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 11.12.2019).

12. Институт статистики ЮНЕСКО. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (дата обращения: 11.12.2019).

13. Официальный веб-сайт Правительства Австралии для иностранных студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.studyinaustralia.gov.au/english/ australian-education/education-system/esos-act (дата обращения: 11.12.2019).

14. Официальный сайт программы Европейского союза по обмену студентами Erasmus+ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// ec.europa.eu/programmes/erasmusplus/about/statistics_en (дата обращения: 18.12.2019).

15. Официальный сайт программы содействия и стимулирования развития международного сотрудничества iMove Федерального министерства образования и научных исследований Германии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.imove-germany.de/cps/rde/xchg/ imove_projekt_international/hs.xsl/ about_imove.htm (дата обращения: 11.12.2019).

16. Choudaha R. Edwin van Rest Envisioning Pathways to2030: Megatrends shaping the future of global higher education and international student mobility. January 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.studyportals.com/wp-content/uploads/2018/01/ Report-Envisioning-Pathways-to-2030-Studyportals-2018.pdf (дата обращения: 11.12.2019).

17. Clark H. Всемирный доклад по мониторингу образования UNESCO. Global education monitoring report 2019: Migration, displacement and education: building bridges, not walls. — 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000265866 (дата обращения: 18.12.2019).

18. Education at a Glance 2018: OECD Indicators [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// read.oecd-ilibrary.org/education/ education-at-a-glance-2018_eag2018-en#page225 (дата обращения: 11.12.2019).

19. Education at a Glance 2018: OECD Indicators [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://read.oecd-ilibrary.org/education/educationat-a-glance-2018/indicator-c2-whatproportion-of-national-wealth-isspent-on-educational-institutions_eag2018-22-en#page8 (дата обращения: 17.12.2019).

20. Global Education Monitoring Report 2019: Migration, Displacement and Education. — UNESCO, 2018. — С. 96–98, 102–106.

21. Newsweek. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. newsweek.com/ranked-worlds-bestuniversities-2018-1141874 (дата обращения: 18.12.2019).

22. Megan Brenn-White, Edwin van Rest English-Taught Masters Programs in Europe: New Findings on Supply and Demand Published by the IIE Center for Academic Mobility Research, 2012.

23. QS World University Rankings. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.topuniversities.com/ university-rankings/world-universityrankings/2018 (дата обращения: 18.12.2019).

24. Ochoa R. College Rankings: What’s the Use? Huffi ngton Post, October 10, 2014.

25. Project Atlas 2017 (by Institute of International Education) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas/Explore-Data/ Current-Infographics (дата обращения: 17.12.2019).

26. The Nordplus handbook (published by the Nordplus Administration). — 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. nordplusonline.org (дата обращения: 18.12.2019).

27. The 2018 Open Doors Report International Education Exchange by Institute of International Education, Inc. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.iie.org/ Research-and-Insights/Open-Doors/ Open-Doors-2018 (дата обращения: 12.12.2019).

28. Transnational Education in Germany. DAAD Position Paper. — 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.daad.de/medien/ der-daad/unsere-mission/standpunkte/ daad_standpunkte_transnationale_ bildung_englisch.pdf (дата обращения: 18.12.2019).

В развитых странах мира сектор услуг является доминирующим сектором экономики. Так, например, в США и Великобритании его удельный вес превышает 80 % (почти 93 % в Гонконге) от общего ВВП. Услуги занимают существенное место в международной торговле. К примеру, в 2018 г. крупнейшим экспортером услуг в мире стали США (828,4 млрд долл.), а всего в мире было экспортировано услуг на 5,8 трлн долл. Причем в условиях намечающейся тенденции к замедлению мировой экономики международная торговля услугами растет намного быстрее, чем торговля товарами. Государства специализируются в торговле услугами так же, как и в торговле товарами. В промышленно развитых странах преобладает экспорт деловых услуг (например, Великобритания специализируется на финансовых и юридических услугах). В странах с большой территорией велика доля транспортных услуг (у России — 34 %). Целый ряд англоязычных стран уделяет особое внимание экспорту образовательных услуг. И это не случайно.

В мировой экономике глобальная индустрия образования, включающая в том числе расходы на национальные системы образования, является второй по величине (после здравоохранения). В 2019 г. суммарный объем расходов на образование по всему миру, по нашим оценкам, превысит 6,1 трлн долл., при этом расходы в сфере высшего образования будут увеличиваться опережающими темпами за счет значительного расширения запроса на подготовку высококвалифицированных кадров в развивающихся странах по мере их индустриализации и увеличения доходов на душу населения. Высокие темпы роста расходов на образование (не менее 20 % в год) обеспечат новые цифровые технологии, которые будут стимулировать рынки электронного обучения.

Одним из крупнейших экспортеров образовательных услуг в мире являются Соединенные Штаты Америки. В 2018 г. иностранные студенты принесли доходы почти в 42 млрд долл. в бюджеты различных уровней США только за счет платы за обучение (косвенные расходы, по некоторым экспертным оценкам, составляют как минимум аналогичную сумму). Поэтому многие страны, включая Россию, стремятся активно развивать данную сферу услуг и выходить на внешние рынки образования.

Для Цитирования:
Тетерятников Кирилл Семенович, Камолов Сергей Георгиевич, Елисеева Полина Витальевна, Современные тенденции мирового рынка образовательных услуг. Международная экономика. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: