Современные системы оплаты труда работников учитывают его компетенции, знания, навыки. Эти качественные характеристики работника учитываются системами оплаты труда, построенными с учетом трудовых навыков (skill-based pay systems) (далее — SBP-системы) [1, 2]. При использовании этих систем труд работников оплачивается скорее в зависимости от предела, глубины и видов трудовых навыков, которые они в состоянии использовать, чем в соответствии с выполненной ими работой. Этот вид системы известен также под таким названием, как оплата труда за мастерство, за знания, за многопрофессиональность и т. д. SBP-система отличается от системы, основанной на оплате труда в зависимости от выполняемой работы, по следующим моментам:
• вознаграждаются скорее трудовые навыки, нежели выполняе мая работа;
• обладатель трудовых навыков оценивается и проходит атте стацию;
• колебания оплаты труда необязательно связаны с переменой работы;
• при определении размера оплаты труда особое внимание уде ляется трудовому стажу;
• существует много возможностей для продвижения по службе и повышения заработной платы.
В отличие от традиционных систем оплаты труда по выполняемой работе SBP-системы требуют более высокой степени участия в управлении различных категорий работников и их групп. Кроме линейных менеджеров и профессионалов по управлению трудовыми ресурсами, к процессу организации систем привлекаются работники, непосредственно занятые в них. Партнерство экспертов, знающих, как устанавливается SBP-система, и остальных групп работников, т. е. высокая вовлеченность всех действующих сторон, представляется наиболее рациональным подходом к организации SBP-системы.
Растущая популярность этой формы стимулирования связана с тем, что не существует таких строгих предписаний и правил ее использования, как для традиционных систем оплаты труда по выполняемой работе. Считается, что эти системы должны формироваться в соответствии с определенными организационными ситуациями, что исключает целесообразность разработки универсальных рекомендаций. Тем не менее, выявляются некоторые ступени процесса формирования SBP-системы, наиболее важными среди которых являются: