По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621:313:3

Современные системы электродвижения на морском транспорте

Романовский В. В. д-р техн. наук, профессор, начальник кафедры, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, г. Санкт-Петербург
Никифоров Б. В. д-р техн. наук, профессор, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, г. Санкт-Петербург
Макаров А. М. аспирант, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, г. Санкт-Петербург

Рассматриваются движительные установки с приводом от двигателей с постоянными магнитами, разработки вентильных индукторных двигателей. Проведено сравнение основных конкурирующих производителей винторулевых колонок, таких как Azipod, а также колонки производителей Schottel-Werft Josef Becker, Siemens Marine Engineering и комплекс Mermaid от Rolls-Royce. Рассмотрены отечественные разработки синхронных гребных электродвигателей.

Литература:

1. Егоров Л.Е. Компьютерное моделирование единой высоковольтной судовой электроэнергетической системы с пропульсивными комплексами типа Azipod в нормальных и аварийных режимах работы: дисс. ... канд. техн. наук: 05.09.03 / Л. Е. Егоров. – СПб.: ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова», 2014. – 183 с.

2. ABB [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.abb.com/ (дата обращения: 01.04.2018).

3. Кузнецов В.И. Бестрансформаторные единые электроэнергетические системы: дисс. ... канд. техн. наук: 05.09.03 / В.И. Кузнецов. – СПб.: СПБГМТУ, 2015. – 159 с.

4. Библиотека фирмы ABB [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://library.e.abb. com (дата обращения: 05.04.2018).

5. Никифоров Б.В. Корабельный электропривод / Б.В. Никифоров. – Новочеркасск: Лик, 2014. – 270 c.

6. Дядик А.Н. Корабельные энергетические системы / А.Н. Дядик, Б.В. Никифоров. – Новочеркасск: Колорит, 2012. – 680 c.

7. Дарьенков А.Б. Гребные электрические установки / А.Б. Дарьенков, Г.М. Мирясов, В.Г. Титов [и др.]. – Н. Новгород: Изд-во НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2014. – 219 с.

8. Никифоров Б.В. Корабельные системы электродвижения: дисс. … д-ра техн. наук / Б.В. Никифоров. – СПб.: ЦКБ Морской техники «РУБИН», 2006. – 311 с.

9. Птах Г.К. Вентильно-индукторный реактивный электропривод средней и большой мощности: зарубежный и отечественный опыт // Электротехника: сетевой электронный научный журнал. – 2015. – Т. 2. – № 3. – С. 23–33.

10. Лагода Ф.И. Вентильные двигатели // Актуальные вопросы энергетики: матер. Всероссийской науч. конф. студентов, магистрантов, аспирантов. – Омск: Омский государственный технический университет, 2016. – С. 76–80.

11. Никифоров Б.В. Перспективы применения вентильных индукторных приводов в составе СЭД ДЭПЛ / Б.В. Никифоров, А.А. Цветков // Интеллектуальные электромеханические системы и комплексы специального назначения. – Новочеркасск: Лик, ЮРГТУ. – С. 11–16.

12. Никифоров Б.В. Аккумуляторные батареи подводных аппаратов / Б.В. Никифоров, А.И. Русин. – Новочеркасск: Колорит, 2011. – 162 с.

Судовые электроэнергетические системы [1] (СЭЭС) с напряжением до 10 000 В с системами электродвижения (СЭД) находят широкое применение на морском транспорте. Это обусловлено ростом мощностей СЭЭС, а также потребностью в судах с высокой маневренностью, достижимой применением энергоемких гребных электрических установок и электродвигательных подруливающих устройств (ЭПУ).

Начало положено в 1987 г., когда фирма АВВ [2] предложила новую гребную энергетическую установку (ГЭУ), названную Azipod (Azimuthing Podded Drive – азимутальный движительный привод гондольного типа). Больших успехов в этом направлении добились следующие производители: АВВ длительное время разрабатывает пропульсивные системы Azipod с диапазоном мощностей 5–30 МВт и системы Compact для мощностей 0,4–5 МВт; Rolls-Royse – аналогичные системы Mermaid мощностью 5–25 МВт в сотрудничестве с компанией Converteam.

Также большой опыт разработки пропульсивных систем большой мощности имеет компания Schottel – SEP (Schottel Electric Propulsion) и SSP (Siemens Schottel Propulsion). Силовые движительные электроэнергетические модули (ЭЭМ) комплектуются различными типами приводных двигателей, но в подавляющем количестве – это вентильные двигатели с возбуждением от постоянных магнитов (ВДПМ).

Принцип работы систем семейства Azipod практически одинаков. Различия выражаются в том, для каких типов судов предназначен данный ЭЭМ, в каких природных условиях он эксплуатируется и какова его выходная мощность. В начале 2000-х гг. на место устаревающих конструкций движителей пришел Azipod CZ для охвата рынка в классе до 5 МВт, и стал доступен в двух вариантах: движитель для кораблей и буровых платформ. Упрощенная конструкция Azipod CZ обеспечивает Azipod CZ большие эксплуатационные и экономические преимущества на протяжении всего жизненного цикла. Azipod CZ позиционируется как уникальный подводный монтируемый модуль, отличающийся от других движителей [3, 4] встроенным высокоэффективным электродвигателем.

Для Цитирования:
Романовский В. В., Никифоров Б. В., Макаров А. М., Современные системы электродвижения на морском транспорте. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: