Судовые электроэнергетические системы [1] (СЭЭС) с напряжением до 10 000 В с системами электродвижения (СЭД) находят широкое применение на морском транспорте. Это обусловлено ростом мощностей СЭЭС, а также потребностью в судах с высокой маневренностью, достижимой применением энергоемких гребных электрических установок и электродвигательных подруливающих устройств (ЭПУ).
Начало положено в 1987 г., когда фирма АВВ [2] предложила новую гребную энергетическую установку (ГЭУ), названную Azipod (Azimuthing Podded Drive – азимутальный движительный привод гондольного типа). Больших успехов в этом направлении добились следующие производители: АВВ длительное время разрабатывает пропульсивные системы Azipod с диапазоном мощностей 5–30 МВт и системы Compact для мощностей 0,4–5 МВт; Rolls-Royse – аналогичные системы Mermaid мощностью 5–25 МВт в сотрудничестве с компанией Converteam.
Также большой опыт разработки пропульсивных систем большой мощности имеет компания Schottel – SEP (Schottel Electric Propulsion) и SSP (Siemens Schottel Propulsion). Силовые движительные электроэнергетические модули (ЭЭМ) комплектуются различными типами приводных двигателей, но в подавляющем количестве – это вентильные двигатели с возбуждением от постоянных магнитов (ВДПМ).
Принцип работы систем семейства Azipod практически одинаков. Различия выражаются в том, для каких типов судов предназначен данный ЭЭМ, в каких природных условиях он эксплуатируется и какова его выходная мощность. В начале 2000-х гг. на место устаревающих конструкций движителей пришел Azipod CZ для охвата рынка в классе до 5 МВт, и стал доступен в двух вариантах: движитель для кораблей и буровых платформ. Упрощенная конструкция Azipod CZ обеспечивает Azipod CZ большие эксплуатационные и экономические преимущества на протяжении всего жизненного цикла. Azipod CZ позиционируется как уникальный подводный монтируемый модуль, отличающийся от других движителей [3, 4] встроенным высокоэффективным электродвигателем.