Земельные отношения, возникающие между субъектами в связи с предоставлением, пользованием и распоряжением земельными ресурсами, занимают важное место в развитии экономических отношений любой отрасли хозяйственного механизма нашей страны, и особенно сельского хозяйства. Именно поэтому современный период становления Российского государства и развития его аграрного сектора начался с реформирования земельных отношений, направленных на создание новых форм собственности на землю и хозяйствования на ней.
Земельная реформа в России ставила своей целью переход к новому типу земельных отношений, обеспечивающих экономически эффективное и экологически безопасное использование земельных ресурсов, сохранение и повышение плодородия земель, создание жизнеспособной и устойчивой системы землепользования. При этом предполагалось, что в результате земельных преобразований в стране радикально и повсеместно изменится к лучшему отношение к земле как к главному средству производства в сельскохозяйственной сфере и национальному богатству через создание различных форм собственности и собственников земли, заинтересованных и способных успешно работать на ней, рационально и эффективно используя природные ресурсы. Однако субъективность принимаемых решений в процессе земельных преобразований, отсутствие экономического обоснования при установлении оптимального соотношения государственной и частной земельной собственности привели не только к разрушению сложившейся к началу реформ системы сельскохозяйственного землепользования, но и к уничтожению механизма государственного управления земельными ресурсами и его главного звена — государственной землеустроительной службы, а в результате — и всей системы землеустройства. Прекратилось финансирование развития профессионального землеустройства и его научного потенциала, что привело и приводит к необоснованному принятию программных решений в области регулирования земельных отношений и организации использования всех земель. В результате отсутствия проектных разработок по землеустройству, государственного регулирования использования земельных ресурсов страны через систему финансирования, кредитования, материального и землеустроительного обеспечения сельских товаропроизводителей, они столкнулись с многочисленными производственными и территориальными проблемами. Неэффективность управления и использования земель сельскохозяйственного назначения становится следствием неупорядоченности и неустойчивости сформированных в период реформы землепользований и землевладений, отсутствия актуальных проектов землеустройства, ненормативной хозяйственной деятельности, низкой эффективности административных решений и отсутствия действенных экономических механизмов стимулирования государством рационального использования и охраны земель их новыми владельцами или арендаторами. Все это постепенно приводит и к застою в развитии аграрного сектора экономики России, к необратимым потерям почвенного плодородия и деградации земельных ресурсов по стране в целом [6].