Начиная с 90‑х годов ХХ в. в России наметилась тенденция уменьшения роли землеустройства как фактора управления в земельной политике. Так, в проектах нормативно-правовых актов, относящихся к управлению земельными ресурсами и регулированию земельных отношений, формулируются предложения об отмене землеустройства как отдельного института земельных отношений и его интеграции в систему кадастра земель.
При этом Федеральным законом «О кадастровой деятельности» определено понятие кадастровой деятельности, согласно которому именно земельный участок стал непосредственным объектом кадастровой деятельности, минуя землеустроительное конструирование территории, состоящей из этих земельных участков [11].
Таким образом, вместо планирования в рамках землеустройства границ земель, различного вида разрешенного использования данный закон ограничивается деятельностью кадастровых инженеров по установлению границ земельных участков, отнесенных к собственности различных субъектов. Парадокс заключается в том, что деятельность кадастровых инженеров не предполагает эколого-землеустроительное конструирование и обустройство территорий земельных участков.
По сути, кадастровые работы представляют собой техническое (координатное) оформление сложившихся землепользований. Общую форму (абрис) и вид разрешенного использования кадастровый инженер не определяет сам, а использует те материалы, которые можно считать результатами землеустройства, по факту не осуществляемого. Складывается впечатление, что, выходя сразу на кадастровое оформление земельных участков, минуя процедуру землеустройства и эколого-землеустроительной экспертизы, осуществляется попытка легитимации стихийно сложившейся хозяйственной деятельности на конкретных территориях. Отсюда возможны серьезные нарушения природоохранного законодательства в области использования земель и регулирования антропогенной нагрузки на землях различных видов разрешенного использования.
В итоге объектами землеустройства остались лишь части территории большего размера или статуса, чем земельные участки. К данным объектам относятся территории субъектов и муниципальных образований, а также их части [10].