По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современные проблемы землеустройства и эколого-землеустроительной экспертизы в Российской Федерации

Яковлев А. С. д-р биол. наук заведующий кафедрой земельных ресурсов и оценки почв, факультет почвоведения, МГУ имени М. В. Ломоносова, заслуженный профессор МГУ, г. Москва Е-mail: yakovlev_a_s@mail.ru
Горленко А. С. канд. биол. наук, старший научный сотрудник кафедры земельных ресурсов и оценки почв, факультет почвоведения, МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва Е-mail: anastasrcru@gmail.com
Сизов А. П. д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, Московский государственный университет геодезии и картографии, г. Москва Е-mail: ap_sizov@mail.ru
Огородников С. С. аспирант, факультет почвоведения, МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва Е-mail: sir.ogorod@ yandex.ru

Показано, что снижение роли процедуры землеустройства и эколого-землеустроительной экспертизы в процессе организации системы землепользования и кадастровой деятельности приводит к нарушению землеустроительного и экологического законодательства, деградации почв и земель и «стихийной легитимации» складывающейся системы землепользования и экономико-социальных отношений на конкретных территориях. С учетом пространственной локализации требования к объектам экологической экспертизы землеустроительных документов могут быть разделены на точечные и площадные, что позволяет более объективно оценить возникающие в процессе землеустроительного конструирования территории экологические риски.

Литература:

1. Алакоз В.В., Овсянников Д.А. Организация использования сельскохозяйственных земель. Провозглашения и реализация // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 6. — С. 13–19.

2. Волков С.Н. Основные положения концепции современного землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2010. — № 12. — С. 31–43.

3. Волков С.Н. Эффективно управлять земельными ресурсами // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2015. — № 9. — С. 1–5.

4. Волков С.Н., Липски С.А. Совершенствование земельного законодательства — необходимое условие эффективного управления земельными ресурсами // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 7. — С. 5–10.

5. Варламов А.А., Гальченко С.А. Развитие системы землепользования в современной России // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2018. — № 6 (366). — С. 8–9.

6. Варламов А.А. Современные проблемы землепользования // Современные проблемы эффективного землепользования: Сб. науч. тр. М.: ФГБУ ВПО «Государственный университет по землеустройству». — 2016. — С. 3–17.

7. Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2015. — № 3. — С. 3–7.

8. Заславская Т.И. О целях и методах планирования миграции сельского населения в города // (Доклад на VII Междунар. социол. Конгресс.) Варна. Сентябрь 1970. — Новосибирск, 1970. — С. 21.

9. Лойко П.Ф. О некоторых насущных проблемах современных земельных отношений в России // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2015. — № 11. — С. 8–20.

10. О землеустройстве: Федеральный закон от 18.06.2001 № 78‑ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

11. О кадастровой деятельности от 24.07.2007 № 221‑ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

12. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174‑ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

13. Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации / Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 № 214 // СПС КонсультантПлюс.

14. Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514.

15. Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (ред. от 07.03.2019) «О проведении рекультивации и консервации земель» // СПС КонсультантПлюс.

16. Сизов А.П. Современные проблемы землеустройства и кадастров // Ч. 1. Землеустройство: учеб. пособие для студентов магистратуры. — М.: Изд-во МИИГАиК, 2012. — С. 69.

17. Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель // Сборник нормативных актов «Охрана почв». — М.: Изд-во РЭФИА, 1996. — С. 174–196.

18. Нестерова О.В., Семаль В.А., Трегубова В.Г. Правовое и организационное совершенствование механизмов сохранения плодородия почв и земель Российской Федерации (на примере Дальнего Востока) // Почвоведение. — 2016. — № 6. — С. 1–8.

19. Яковлев А.С., Макаров О.А., Евдокимова М.В. и др. Деградация земель и проблемы устойчивого развития // Почвоведение. — 2018. — № 9. — С. 1167–1174. DOI: 10.1134/S0032180X18090149

20. Яковлев А.С. Допустимое экологическое состояние почв и антропогенное воздействие как основа экологического нормирования и управления качеством // Кол. монография «Экологическое нормирование и управление качеством почв и земель» / под общ. ред. С.А. Шобы, А.С. Яковлева, Н.Г. Рыбальского. — 2013. — С. 10–21.

21. Von Braun J., Gerber N., Mirzabaev A., Nkonya E. The Economics of Land Degradation // ZEF Working Paper Series 109. Bonn: University of Bonn. 2013.

22. Costanza R., de Groot R., Sutton P., van der Ploeg S., Anderson S.J., Kubiszewski I., Farber S., Turner R.K. Changes in the global value of ecosystem services // Global Environmental Change. — 2014. — № 26. — P. 152–158.

23. Nkonya E., Anderson W., Kato E., Koo J., Mirzabaev A., von Braun J., Meyer S. Global Cost of Land Degradation // Economics of Land Degradation and Improvement. Netherlands: Springer. — 2016. — P. 117–165.

Начиная с 90‑х годов ХХ в. в России наметилась тенденция уменьшения роли землеустройства как фактора управления в земельной политике. Так, в проектах нормативно-правовых актов, относящихся к управлению земельными ресурсами и регулированию земельных отношений, формулируются предложения об отмене землеустройства как отдельного института земельных отношений и его интеграции в систему кадастра земель.

При этом Федеральным законом «О кадастровой деятельности» определено понятие кадастровой деятельности, согласно которому именно земельный участок стал непосредственным объектом кадастровой деятельности, минуя землеустроительное конструирование территории, состоящей из этих земельных участков [11].

Таким образом, вместо планирования в рамках землеустройства границ земель, различного вида разрешенного использования данный закон ограничивается деятельностью кадастровых инженеров по установлению границ земельных участков, отнесенных к собственности различных субъектов. Парадокс заключается в том, что деятельность кадастровых инженеров не предполагает эколого-землеустроительное конструирование и обустройство территорий земельных участков.

По сути, кадастровые работы представляют собой техническое (координатное) оформление сложившихся землепользований. Общую форму (абрис) и вид разрешенного использования кадастровый инженер не определяет сам, а использует те материалы, которые можно считать результатами землеустройства, по факту не осуществляемого. Складывается впечатление, что, выходя сразу на кадастровое оформление земельных участков, минуя процедуру землеустройства и эколого-землеустроительной экспертизы, осуществляется попытка легитимации стихийно сложившейся хозяйственной деятельности на конкретных территориях. Отсюда возможны серьезные нарушения природоохранного законодательства в области использования земель и регулирования антропогенной нагрузки на землях различных видов разрешенного использования.

В итоге объектами землеустройства остались лишь части территории большего размера или статуса, чем земельные участки. К данным объектам относятся территории субъектов и муниципальных образований, а также их части [10].

Для Цитирования:
Яковлев А. С., Горленко А. С., Сизов А. П., Огородников С. С., Современные проблемы землеустройства и эколого-землеустроительной экспертизы в Российской Федерации. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: