Представители юридической фирмы «Городисский и Партнеры» Валерий Медведев, Наталья Николаева, Виктор Станковский совместно с начальником юридической службы Государственного Эрмитажа Мариной Цыгулевой и заместителем директора по фондовой работе Государственного исторического музея Мариной Чистяковой обсудили проблемы защиты интеллектуальной собственности музеев и способы их решения. В ходе пресс-конференции поднимались вопросы оцифровки музейных коллекций, несанкционированного использования интеллектуальной собственности музеев, охраноспособности стрит-арта, правового регулирования вопросов, связанных с созданием произведений искусственным интеллектом.
Представители арт-сообщества зачастую сталкиваются с проблемой одновременного соблюдения музейного права и законодательства об интеллектуальных правах. Так, вопрос использования сувенирной продукции с изображениями предметов из музейных коллекций, зданий музеев и объектов, расположенных на их территории регулируется Федеральным законом от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Однако некоторые недобросовестные предприниматели выпускают сувенирную продукцию без разрешения учреждения культуры, невзирая на правовые нормы.
Показательным примером служит дело о нарушении исключительных прав на товарные знаки музея-заповедника «Парк Монрепо» в сувенирной продукции. Юридическая фирма «Городисский и Партнеры» успешно представляла интересы «Парка Монрепо» в споре с предпринимателем, распространявшим сувенирную продукцию с изображением парка без его разрешения. Суд кассационной инстанции вынес решение в пользу правообладателя.
«Самая распространенная проблема нарушения интеллектуальной собственности музеев — реализация контрафактной сувенирной продукции, которая регулируется четвертой частью Гражданского кодекса. За несанкционированное использование прав частной собственности музеев предусмотрена конфискация контрафакта и финансовая компенсация в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей. Дела о недобросовестном использовании изображений музеев, их произведений и объектов на сувенирной продукции рассматриваются арбитражным судом, административным законодательством, либо, в случаях недобросовестной конкуренции — антимонопольной службой», — подчеркнул партнер, региональный директор «Городисский и Партнеры» в Санкт-Петербурге Виктор Станковский.