Для любых российских организаций (как составляющих отчетность по РСБУ, так и отчитывающихся по МСФО) с 2024 года актуальными становятся регламентации МСФО (IFRS) 3 по учету гудвилла. Действительно, новый ФСБУ 14/2022 требует определять и признавать в учете и отчетности вышеназванный актив в соответствии с указанным международным стандартом. Вместе с тем анализ положений МСФО (IFRS) 3, а также других связанных с ним стандартов позволяет сделать вывод о том, что данные документы содержат ряд проблем в области оценки гудвилла. Указанные проблемы и исследованы нами в настоящей статье.
Цель исследования: проанализировать современные проблемы оценки гудвилла.
Задачи исследования: выявление основных актуальных на сегодняшний день проблем первоначальной и последующей оценки вышеназванного актива; выработка предложений по решению выявленных проблем.
Материалы и методы исследования: в процессе исследования использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод группировки, метод аналогий, логический подход, системный подход. При проведении исследований были детально проанализированы регламентации современных российских и международных стандартов учета и отчетности.
В первую очередь решим вопрос с базовой терминологией, применяемой в области оценки гудвилла. Отметим, что основной проблемой здесь является определение термина, использующегося для обозначения указанной категории. Проведенные нами исследования показали значительный разброс мнений ученых по вышеназванному вопросу. Так, одни авторы [6] применяют термин «деловая репутация», другие [1–3; 8] — «гудвилл», третьи [5] — «гудвил». Используются в современных публикациях также и понятия «интеллектуальный капитал» [7], «интеллектуальная собственность» [9] и другие аналогичные словосочетания. В результате возникает необходимость определения соотношения перечисленных терминов.
В нормативных документах тоже отсутствует единство по указанному вопросу. Так, в ФСБУ 14/2022 и новом проекте ФСБУ «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» применяется термин «гудвил», в ПБУ 14/2007 — «деловая репутация», а в изначальном проекте ФСБУ «Бухгалтерская отчетность организации» — «гудвилл». В ФСБУ 14/2022 результаты интеллектуальной деятельности считаются нематериальными активами, а в ПБУ 14/2007 инвентарным объектом нематериальных активов является в том числе совокупность прав, возникающих из одного договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. При этом соотношение нематериальных активов и гудвилла / деловой репутации в нормативных документах также определяется неоднозначно. Так, в ПБУ 14/2007 деловая репутация считается одной из составляющих нематериальных активов. В ФСБУ 14/2022 не установлено, каким является соотношение гудвилла и нематериальных активов. В изначальном и новом проектах ФСБУ «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» также не указано четкое соотношение вышеназванных объектов.