В настоящее время в Российской Федерации сформирована комплексная система правового, организационного и институционального обеспечения государственной службы.
При этом реализация национальных стратегий развития России непосредственно зависит от профессионального исполнения должностных обязанностей государственными служащими, их лояльности и осознания своей роли в данном процессе.
Современные стратегические ориентиры государства, обозначенные Президентом Российской Федерации В. В. Путиным (Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»), определяют не только деятельность федеральных органов власти, но и, что особенно значимо, региональную политику.
Успешная реализация стратегических направлений развития в сфере демографии, молодежной политики, экологии, экономики и цифровой трансформации детерминирована необходимостью формирования траектории профессионального роста государственных служащих, которые обеспечивают не только нормативно-правовое регулирование указанных областей, но и эффективную правоприменительную практику.
Более того, формирование конкурентоспособности регионов создает необходимые предпосылки для укрепления международных позиций страны в целом. Качество преобразований во всех сферах общественной жизни будет детерминировано эффективностью реализации ключевых программных установок, в том числе субъектами Российской Федерации.
В указанном контексте институт юридической ответственности государственных служащих и механизмы его применения приобретают особое значение в системе реализации функций государственной службы на уровне как региона, так и государства в целом, выступая необходимым условием обеспечения национальной безопасности государства.
Очевидно, что проблемы юридической ответственности в государственной гражданской службе становятся наиболее заметными при увеличении количества и качества правонарушений, совершаемых самими государственными служащими.