Сегодня в России на федеральном и региональном уровнях остро стоит проблема сохранения, интерпретации и использования памятников индустриального наследия. Особенно она актуальна для старопромышленных территорий, где веками формировалась уникальная индустриальная культура. В Ярославской области накоплен опыт работы с индустриальным наследием, его интеграции в современный бизнес и некоммерческие проекты.
Индустриальное наследие Ярославской области имеет огромное историко-культурное значение. История промышленности региона начинается еще с XVIII века, когда появились первые мануфактуры. Развитие промышленности в области можно условно разделить на три этапа: XVIII-XIX века (дореволюционный этап), XX век (советский этап) и XXI век (современный этап). Для понимания индустриального наследия важно изучить первые два этапа, так как именно тогда Ярославский край начал формироваться как крупный индустриальный центр.
В настоящее время на территории Красноперекопского района Ярославля сохранились здания Ярославской Большой мануфактуры (далее ЯБМ) — первой крупной мануфактуры в истории ярославской промышленности и находятся в собственности ОАО «Ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп». Она была основана в 1722 году купцом Максимом Затрапезновым и обрусевшем голландцем Иваном Тамесом [3, с. 99–103]. Архитектурный комплекс ЯБМ конца XIX века представляет собой объект индустриального наследия, который может потенциально использоваться с целью развития промышленного туризма, креативных индустрий, искусства, музейного дела и других сфер.
Большой вклад в сохранение и перерождение данного индустриального памятника внесла творческая команда проекта «Textil». Основной миссией «Textil» рассматривает превращение фабричного района, в котором расположены корпуса ЯБМ, в открытый туристам и горожанам культурно-исторический центр. При этом акцент делается на использование исторической ценности места для развития креативных инициатив [5]. Усилия участников проекта направлены не только на обновление промышленного пространства, но и формирование местного сообщества, вовлеченное в процесс восстановления не только фабрики, но и целого района города.