В современной российской образовательной политике закончился период преимущественного антикризисного приспособления организаций профессионального образования к новым социально-экономическим реалиям и наступил этап долгосрочно продуманного управления модернизацией системы среднего профессионального образования.
Базовым принципом развития экономики определено создание условий подготовки высококвалифицированных кадров, обеспечивающих запросы региональных рынков труда. Поскольку среднее профессиональное образование готовит кадры, которые напрямую ориентированы на запросы конкретных работодателей, система среднего профессионального образования в современных условиях претерпела наиболее кардинальные изменения.
К ним следует отнести законодательное закрепление отказа от уровня «начального профессионального образования», передачу учреждений СПО на региональный уровень и оптимизацию их сетей, серьезные меры, направленные на переориентацию данного уровня образования на запросы работодателей, формирование новой инфраструктуры, расширение академических свобод образовательных организаций и т.д.
Во исполнение подпункта 8 пункта 1 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 № Пр-2821) [1] распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден комплекс мер [2], призванный обеспечить условия для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 г. в половине профессиональных образовательных организаций.
В рамках реализации Комплекса мер приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 2 ноября 2015 г. утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования [3] (далее — ТОП-50). Разработана новая структура федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющих оперативно менять содержание программ под динамически изменяющиеся запросы сферы труда.